Уже многие автомобили перешли на автоматическую коробку передач или на АКПП. Благодаря этому устройству с одной стороны стало легче управлять автомобилем, но с другой, после того как вы поездили на авто с автоматической трансмиссией, вам будет сложнее переключиться на механическую коробку ручного типа. Особенно, если вы учились управлять автомобилем именно с АКПП. Есть даже закон, что вы не имеете права садиться за руль обычного авто, если права сдал на автоматику.
Состоит АКПП из ряда устройств, которые все вместе образуют трансмиссию. Главными деталями можно назвать гидротрансформатор и механическую коробку передач, которую еще называют планетарной. Роль первого устройства в том, что благодаря ему возможно сцепление, а также автоматический подбор нужной скорости автомобиля с учетом частоты вращения его колес.
Из чего состоит АКП
Можно выделить ряд элементов, которые лежат в основе АКПП.
- Это, во-первых, планетарные редукторы или ряды;
- во-вторых, муфты двух типов: фрикционные и обгонные;
- в-третьих, валы, которые соединяют колеса и передают крутящий момент друг другу, то есть это ведущий и ведомый вал;
- в-четвертых, барабаны.
- Еще, в-пятых, можно выделить тормозную ленту, которая помогает тормозить барабаны относительно того, какая скорость автомобиля включается.
Рассмотрим принцип работы каждого из элементов. Остановимся для начала на фрикционных муфтах, которые еще имеют название «пакеты фрикционов». Они должны передавать переключение передачи. Это происходит по следующему принципу. Когда стало ясно, что нужно переключить передачу элементы коробки, они либо встречаются, либо расходятся, оказывая влияние на входной и выходной вал, а также на элементы редуктора. В этом случае весь корпус АКПП тормозит.
Получается, что муфта – это что-то среднее из таких деталей, как сцепление и синхронизатор корпуса.
Она включает в свое строение барабан, который, в свою очередь, имеет шлицы в виде крупных прямоугольных деталей и такие же зубья, размещаемые на наружной части хаба.
Между ними располагается фрикционный диск. Частично подобные конструкции изготавливаются из металлических материалов, если они соединяются со шлицами барабана, а частично из пластмассовых материалов, если подобные зубья у них изнутри. Муфта периодически сжимается, что происходит под воздействием гидравлического поршня. В этот момент в нее по канавкам поршня подается масло, чтобы не было трения. Таков принцип работы муфты.
Теперь поговорим о принципе работы обгонной муфты, которая при движении в одном направлении идет легко, но когда нужно передать крутящий момент и в итоге идти в другом направлении, она клинит. В ее состав входит два кольца. Одно внутреннее, а другое наружное, между ними можно увидеть ролики. Так меньше жесткого воздействия на муфту, когда переключаются передачи или изменяется работа двигателя под влиянием трансмиссии автомобиля.
Рассмотрим, какова схема переключения скоростей, которых можно выделить пять видов:
- Движение назад: центральная часть АКПП подвергается плотному слиянию с входной деталью вала, тогда как колесо авто с внешней стороны связано с выходным элементом. Колесо второго ряда с внешней стороны само по себе. Момента в автомобиле нет.
- Первая скорость: на этом этапе центр АКПП не имеет связей. Момента нет. Второй ряд намертво связан с валом, имеющим входные параметры. Колесо внешней стороны имеет соединение с муфтой для обгона. Если обороты малые, то моменты не передаются, если же они нарастают, то внешнее колесо тормозит, оно несет момент.
- Вторая скорость: центр первого ряда тормозит вместе с тормозной лентой, обгонная муфта и внешнее колесо второго ряда связываются, а первого ряда соединяется с выходным валом. Теперь центр второго ряда неразрывен с входным валом. Передаточное число нарастает.
- Третья скорость: центр АКПП без соединения, нет крутящего момента. В это время второй ряд имеет связь с валом на входе. Колесо внешней стороны соединено с обеими муфтами. Теперь можно сказать, что весь второй ряд действует словно одно целое. Это прямая скорость.
- Четвертая скорость, ее еще называют ускоряющей. В этом случае в центре идет торможение вместе с тормозной лентой, колесо внешней стороны намертво связывается с валом на выходе. На втором уровне колесо с внешней стороны само по себе, второй момент не передается.
Как видим, управлять АКПП не нужно. Она сама прекрасно знает, что и когда делать. Поэтому подобное вождение автомобилей – это вождение для чайников. Можно сказать, что идет игра с золотниками, которые всем и управляют.
Какой бывает автоматика
Выделяют гидравлическую и электронную АКПП. Рассмотрим подробнее, как работает автоматическая коробка передач. Начнем с автоматики гидравлической. Она пользуется давлением масла, которое направляется к ней от регулятора, расположенного в центре и имеющего выход на выходной вал автомобиля. Давление растет также и потому, что водитель нажал педаль газа. Так становится известным, какова скорость движения машины, которая помогает правильно установить золотники.
Что же касается электронной автоматики, то принцип работы ее прост. В действие вступают соленоиды, которые и перемещают золотники. Кабель подключен мимо коробки передач к блоку управления. Благодаря информации о том, каково положение педали газа, какова скорость авто, где рукоятка селектора, формируется нужная передача.
Если электронная автоматика выходит из строя, из выхода можно выйти, если переключать скорости, используя рукоятку селектора вручную. Тогда будут использоваться все передачи переднего движения.
Резюме
Мы рассмотрели, как работает и как устроена автоматическая коробка передач. Увидели, что есть два типа этого устройства, а именно: гидравлическая и электронная, каждая из которых удобна по-своему. Также узнали, как ведут себя элементы устройства при переключении скоростей или при заднем ходе. Даже обратили внимание, что есть возможность управлять вручную скоростями автомобиля с помощью селекторной рукоятки.