Двигатель автомобиля оснащается системой смазки. Это необходимо для того, чтобы при трении детали не подвергались перегреву, а их износ вплоть до полного выхода из строя не начинался через несколько сотен километров. Элементов и систем, которые осуществляют такую смазку, великое множество. Сегодня мы поговорим об одной из вспомогательных деталей и обсудим сальник коленвала, его параметры, размеры, строение и функции на современном автомобиле.
Предназначение и функции
Как уже было сказано, мотор подвергается постоянной смазке. Масло, которое постоянно нагревается из-за трения и процессов горения, становится жидким, и это позволяет ему проникать во все уголки моторного корпуса и не оставлять сухих деталей, где бы они ни находились. Так как смазка жидкая, это провоцирует дополнительные риски, о которых не упоминать нельзя.
К примеру, многократно возникает риск протечки. Что это означает? Дело в том, что герметичность мотора действительно находится под угрозой: жидкая смазка легко проникнет даже в самую небольшую, еле заметную щель и может вылиться наружу. Не стоит лишний раз напоминать и о том, что это грозит критически быстрой потерей смазки, проблемами с давлением масла и, наконец, обилием грязи на поверхности передней и верхней крышки двигателя, что может привести к проблемам с проводкой и вентиляцией картера.
Многие могут сказать, что такая проблема запросто решается установкой прокладки на передней крышке двигателя, которая совпадает с ней по форме и размерам. Это действительно так, прокладка нужного размера устанавливается под переднюю крышку и не позволяет смазке вытекать при работе двигателя и по ходу прогрева моторного масла.
Но здесь возникает одна проблема, решение которой требует дополнительных вмешательств в конструкцию двигателя и внедрения некоторых доработок. Так, не стоит забывать о том, что мотору необходимо каким-то образом механически связываться с приводом ведущих колес. Это нужно для того, чтобы осуществлять их вращение и, таким образом, приводить машину в движение, когда водитель включает передачу.
Для таких целей в автомобиле служит коленчатый вал. Эта деталь, по размерам напоминающая водопроводную трубу небольшой длины, связана с шатунами двигателя так, что они приводят вал во вращение. Внутри двигателя вал омывается смазкой, но существует острая необходимость, чтобы он выходил наружу и связывался с редуктором колес. Очевидно, что стенка двигателя, через которую проходит вал, — это и есть то самое слабое место, где протечка наиболее вероятна.
С целью осуществить герметизацию стыка вращающегося вала и стенки двигателя и применяют сальник коленвала. Его задача — осуществлять вращение подвижной части вала таким образом, чтобы смазка под давлением не попадала наружу, а ее расход оставался на прежнем уровне и не доходил до критических значений.
От слова к делу
Независимо от типа привода, любой двигатель имеет два сальника коленчатого вала – передний и задний.
Размер сальника определяется по его серийному номеру. Пробив деталь по базе данных, можно узнать практически все, начиная со страны изготовления, материалов и применимости к той или иной модели машины и заканчивая размером внутренней и внешней поверхности. Такая система позволяет не ошибиться в подборе комплектующих нужной формы и размера для своего автомобиля и подобрать сальник коленвала, который подойдет ему наилучшим образом.
Особенный интерес представляет внутреннее устройство и строение, которым обладает задний сальник коленвала или его аналог для переднеприводных авто. На самом деле устройство достаточно просто и примитивно, и весь секрет заключается именно в тех материалах, которые применяются при изготовлении сальника.
Так, внешний корпус, который крепится на стенке двигателя и является неподвижным, выполняется из стали. Сталь является таким материалом, который не особенно подвержен коррозии, но в то же время не растрескивается со временем и отлично переносит температурные перегрузки.
Внутренняя встречная часть также имеет металлическую составляющую и тоже изготовлена из стали. То же самое можно сказать о шариках, которые встраиваются между двумя частями и позволяют им без приложения большого усилия вращаться друг относительно друга и не перетираться. Эти части перемежаются резиновой вставкой соответствующего размера, которая под давлением прижимается к подвижным частям сальника, за счет чего масло не переливается наружу и не протекает.
Подводя итоги
Сальник коленчатого вала является крайне важной составляющей двигателя, за счет которой работа вала не сопровождается протечками и сбоями в работе ДВС и его составляющих. При протечках масла необходимо обращать внимание именно на эту деталь и производить ее замену как можно оперативнее.