В нормальной работе силового агрегата участвует множество разнообразных узлов и систем. Поломка какой-либо одной детали, приводит к невозможности правильного функционирования двигателя машины. Как правило, многие водители не замечают первые признаки надвигающейся проблемы и продолжают эксплуатировать транспортное средство, чем и усугубляют ситуацию. В самый неподходящий момент неисправность выходит наружу, и машина глохнет.
Возможные причины
Попытка завести и продолжить движение ни к чему не приводит. Данная неисправность делится на два варианта:
- сначала мотор пытается завестись, схватывает и через несколько секунд замолкает;
- мотор просто прокручивается без каких-либо признаков запуска.
Причины, приведшие к этой ситуации, абсолютно разные, и, соответственно, искать повреждённые узлы придётся тоже по-разному. Прежде чем приступать к диагностике узлов, стоит вспомнить моменты более раннего проявления некорректной работы силового агрегата, по этим признакам гораздо легче найти поломку.
Характерные черты неприятной ситуации указывают на выход из строя следующих элементов:
- система подачи топлива;
- состояние воздушно-топливной смеси;
- электроника, управляющая двигателем;
- система зажигания;
- газораспределительный механизм;
- механические повреждения деталей силового агрегата.
Самостоятельно возможно провести только поверхностную диагностику данных элементов, которая способна указать на явные поломки деталей. Зачастую этого оказывается достаточно для выяснения причины, почему глохнет машина, и последующего её устранения. Данная статья поможет выявить самые популярные поломки деталей, которые при должной сноровке сможет определить каждый водитель.
Система подачи топлива
Неисправность этой системы характерна для второго варианта неполадки двигателя, при которой он просто прокручивается безо всякого намёка на запуск, хотя бывает и так, что мотор получает недостаточное количество бензина. Поиск стоит проводить поэтапно и начинать нужно в следующем порядке:
- В самом начале надо проверить наличие топлива в баке, нельзя исключать вариант некорректного показывания его количества датчиком на приборной панели. Известно много случаев, когда стрелка просто заклинивала на среднем значении, чем и вводила в заблуждение водителя.
- Далее определяется работоспособность насоса. К нему необходимо подключить манометр и посмотреть его показатель, который должен составлять порядка 2.7 атмосферы. При отсутствии манометра достаточно снять с насоса шланг и визуально определить напор бензина.
- Следующий шаг – приступают к осмотру топливного фильтра, который должен беспрепятственно пропускать через себя топливо. Проверяют его точно так же, как и насос, с помощью манометра или путём отсоединения шланга.
- К ситуации, при которой глохнет двигатель, могут привести и распыляющие топливо форсунки. Их распылители имеют нехорошее свойство забиваться из-за применения в некачественном бензине разных примесей. Детали проверяют путём снятия рампы с впускного коллектора и, направив в сторону от машины, прокручивают стартер. Смесь должна распыляться, а если присутствуют капли на их концах, это означает, что распылители засорены.
- Важную роль играет и определённое давление в рампе форсунок, за которое отвечает регулятор. Взаимодействуя с впускным коллектором, регулятор обеспечивает необходимое для впрыска смеси давление, которое изменяется в зависимости от режимов работы силового агрегата. Если он перестаёт правильно функционировать, давление падает, и начинается нехватка топливной смеси, отчего машина глохнет. Проверяется регулятор с помощью манометра, который должен показывать на исправном регуляторе порядка 3 кг/см² на заведённом и удерживать это значение на выключенном моторе примерно 10–15 сек. При отсутствии манометра регулятор можно проверить, просто зажав шланг обратки. Если в этом случае двигатель стал нормально работать, это значит, что регулятор неисправен.
Большое значение имеет качество бензина или дизеля. Наличие в них разнообразных присадок способно вывести из строя любой узел в системе подачи топлива и внутренние детали двигателя автомобиля.
Поэтому заправляться надо на проверенных заправках известных компаний, на них, как правило, присутствует контроль качества.
Состояние воздушно-топливной смеси
Чрезмерно обогащённая или обеднённая смесь может быть причиной того, что машина заглохла. Это возникает из-за негерметичности впускного коллектора или неправильного функционирования датчика массового расхода воздуха.
Негерметичный коллектор издаёт характерный шипящий звук всасывания воздуха. Излишне поступающий воздух значительно обедняет смесь, которая плохо горит по причине недостаточного количества бензина или солярки, именно поэтому машина глохнет. Возникнуть такая поломка может из-за прогоревшей прокладки или неисправного вакуумного усилителя тормозов. Устраняется поломка путём замены прокладки впускного коллектора или ремонтом вакуумного усилителя тормозов.
Датчик массового расхода воздуха регулирует его поступление во впускной коллектор. Ориентируясь на его работу, электронный блок управления обеспечивает подачу необходимого количества топлива для образования правильной воздушно-топливной смеси. Неправильные показатели воздушного датчика приводят к тому, что машина заглохла во время езды или сразу после запуска. Находится он сразу за кожухом воздушного фильтра.
Проверить его можно, просто отключив разъём питания, при этом мотор должен перейти в аварийный режим и удерживать обороты в размере выше 1500 в мин. Если так и произошло, это означает неисправность датчика расхода воздуха, который необходимо почистить или заменить.
К его поломке чаще всего приводит несвоевременная замена воздушного фильтра или неисправность вентиляции картера силового агрегата. Плохая вентиляция определяется наличием моторного масла в воздухозаборнике.
Газораспределительный механизм
Данный механизм является очень важным элементом конструкции силового агрегата. Он позволяет вовремя поступать топливу в камеры сгорания, обеспечивает необходимую степень сжатия и выход отработанных газов из камеры сгорания. Он приводится в действие вращением коленчатого и распределительных валов. На каждом из них размещены шестерни или звёздочки, в зависимости от того, ременный привод или цепной. Для синхронной работы важно определённое их положение, которое контролируется нанесёнными метками. Несвоевременная замена ремня или цепи приводит к сбою синхронности. В этом случае происходит преждевременное открывание клапанов, которое приводит к недостаточной компрессии, вот почему глохнет двигатель.
Для проверки правильного расположения газораспределительного механизма необходимо выставить коленвал согласно нанесённой метке и осмотреть положение распредвалов, которые тоже должны совпасть по своим меткам.
Если эти метки не совпадают, значит, механизм нарушен, вот почему машина глохнет сразу после запуска.
Электроника, управляющая двигателем
За надлежащую работу силового агрегата отвечает электронный блок управления (ЭБУ), который ориентируется на показания различных датчиков, расположенных по всему картеру мотора. При старте ЭБУ считывает показатели с датчиков частоты вращения коленвала, распредвалов и других аналогичных устройств. Выход из строя какой-либо из этих деталей не позволит завести автомобиль. Провести их самостоятельную диагностику невозможно, это делается исключительно на специализированном оборудовании.
Система зажигания
Данная система обеспечивает воспламенение горючей смеси в камере сгорания. Отвечают за воспламенение свечи зажигания, катушки и высоковольтные провода. Когда что-либо из них ломается, на свечах отсутствует или появляется слабая искра, с помощью которой топливо воспламеняется, вот почему глохнет двигатель.
Для проверки образования искры необходимо выкрутить свечи зажигания и визуально их осмотреть. Полностью рабочие имеют рыжеватый оттенок электродов и не должны иметь каких-либо налётов, особенно с запахом бензина.
Поместив открученные свечи с надетыми высоковольтными проводами на клапанную крышку и прокрутив стартер, можно определить наличие искры и её качество. Отсутствие искры будет означать причину, по которой мотор не хочет заводиться. В этом случае надо поменять все свечи и высоковольтные провода.
Заключение
Как видим, причин достаточно для того, чтобы заглох мотор авто. Помимо всего вышеописанного он может глохнуть, например, из-за засоренного катализатора или сажевого фильтра. Точный «диагноз» автомобилю поставят на станции ТО, там же проведут профессиональный ремонт.