Конструкция и принцип работы
Чтобы было понятнее, следует вначале рассмотреть конструкцию и принцип действия рулевого механизма автомобилей ВАЗ.
Итак, весь рулевой механизм располагается в картере. Этот картер закреплен при помощи скоб к задней стенке моторного отсека. Для крепления картера на его концах одеты съемные упоры. Внутри же его установлена рейка с зубчатым сектором.
С правой стороны картера имеется специальный отлив, внутрь которого помещен вал с зубьями, то есть один край вала выполняет роль шестерни.
Своими зубьями вал входит в зацепление с зубчатым сектором рейки. Чтобы обеспечить должное зацепление в картер помещен подпружиненный упор, который поджимает рейку к шестерне.
На другом конце вала с зубьями сделаны шлицы, посредством которых он соединяется с валом рулевой колонки.
С левой стороны в картере имеется продолговатая прорезь. Через эту прорезь можно увидеть саму рейку.
С этой же стороны в рейке имеется два отверстия с резьбой для крепления рулевых тяг.
Посредством соединительной пластины и двух болтов к рейке крепятся рулевые тяги.
Чтобы снизить передачу колебаний от колес на рулевой механизм и далее на руль – в рулевые тяги со стороны их крепления к рейке установлены сайлентблоки.
Поскольку данный механизм «боится» пыли и грязи, ведь в результате ее попадания внутрь возможен износ зубчатого сектора и зубьев шестерни, прорезь картера закрыта резиновым пыльником, в котором проделаны отверстия под болты крепления.
Соединение зубчатого сектора с шестерней производится только с одной стороны, где путем упора исключается поперечный люфт рейки, а поскольку длина ее большая, то с другой стороны для предотвращения этого люфта используются пластиковые втулки.
Чтобы понять, как все работает, рассмотрим ситуацию с поворотом вправо.
Водитель начинает вращать руль, это вращательное движение полностью передается на вал шестерни механизма.
Шестерня начинает вращаться по часовой стрелке, а поскольку имеется зубчатое соединение ее с рейкой, то она заставляет смещаться рейку влево.
Рейка смещаясь, тянет рулевые тяги, поскольку она с ними соединена болтами.
Рулевые тяги, перемещаясь влево вместе с рейкой, посредством поворотных кулаков обеспечивают поворот колес.
Замена рулевых тяг на ВАЗ 21099
Когда-то я ехал на важную встречу и из-за спешки попал в небольшое ДТП с мотоциклистом. Все было нормально, только вот мотоцикл с коляской попал мне прямо в колесо и оторвал кусок бампера. Купить бампер мне бы не составило труда, а вот правая тяга была погнута. Думаю Вам не стоит рассказывать, что рулевые тяги нужно менять парой. Сегодня мы поговорим про самостоятельную замену рулевых тяг на ВАЗ 21099.
Советую сразу обратить внимание на наши примечания и рекомендации. Примечание: Проверьте осевой люфт в шаровом шарнире рулевой тяги на ВАЗ 21099
Для этого энергично покачайте рулевую тягу вдоль оси шарнира. Если обнаружен люфт, замените наконечник рулевой тяги с шарниром в сборе
Примечание: Проверьте осевой люфт в шаровом шарнире рулевой тяги на ВАЗ 21099. Для этого энергично покачайте рулевую тягу вдоль оси шарнира. Если обнаружен люфт, замените наконечник рулевой тяги с шарниром в сборе.
Рекомендации: Порванные, потрескавшиеся и потерявшие эластичность защитные чехлы шаровых шарниров рулевых тяг обязательно замените. Попавшие в шарниры и механизм вода, пыль и грязь быстро выведут эти узлы из строя. Погнутые рулевые тяги подлежат обязательной замене.
Замена рулевых тяг на ВАЗ 21099 своими руками
1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите упорные бруски под задние колеса. Выверните передние колеса вправо, если будете снимать левую рулевую тягу, или влево, если будете снимать правую тягу. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля.
2. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
3. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
4. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
5. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.
6. Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги.
7. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.
8. Снимите рулевую тягу.
9. Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника.
10. Отверните наконечник, считая количество оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник на такое же число оборотов, что и при отворачивании.
11. Для замены защитного чехла снимите его, смажьте герметиком поверхность прилегания чехла и установите новый чехол.
12. Установите рулевую тягу в порядке, обратном снятию. Болты крепления рулевых тяг к механизму рулевого управления заверните моментом 70–86 Н·м (7,8–8,6 кгс·м). После этого законтрите болты, загнув края стопорной пластины.
Замена рулевых тяг на ВАЗ 21099 своими руками успешно завершена. Если у Вас немного времени, рекомендую ознакомиться как самостоятельно заменить подшипник ступицы колеса на ВАЗ 21099.
1.Какие сайлентблоки рулевых тяг лучше?
В последнее время встречается много образцов некачественной продукции, особенно в ассортименте автозапчастей. Среди основных производителей качественных автозапчастей можно выделить следующие корейские и польские фирмы CTR, GUMEX. Главное не вестись на более дешевые аналоги китайского производства. Деталь должна быть произведена качественно и отвечать необходимым требованиям, как по размерам (ширина и диаметр), так и качеству резины. Новичку же с выбором качественной детали определиться будет очень сложно, поэтому следует положиться на рекомендации продавца.
Хочется отметить, что сайлентблоки рулевых тяг для Ваз-2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, балаковского (БРТ) производства прекрасно становятся в рулевые тяги автомобилей Daewoo Lanos (Дэу Ланос), Daewoo Nexia (Дэу Нексия), Daewoo Sens (Дэу Сенс), ZAZ Sens (ЗАЗ Сенс).
Какие инструменты нужны для замены сайлентблоков рулевых тяг?
— домкрат;
— баллонный ключ;
— накидные ключи 15, 19;
— отвертка;
— желательно съемник рулевых наконечников, но старый, хороший молоток никто не отменял;
— тиски.
Замену сайлентблоков рулевых тяг ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, Daewoo Lanos, Daewoo Nexia, Daewoo Sens лучше проводить на смотровой яме или по возможности на подъемнике. В случае замены сайлентблоков рулевых тяг с 8 клапанным двигателем замена сайлентблоков проводиться сверху.
Советы по выбору механизма, ремкомплекта
Длительная эксплуатация механизма после восстановления или ремонта зависит не только от правильности проведения работ, а и от качества изготовления механизма или ремкомплекта.
Если приобрести дешевую продукцию, то вполне вероятно, что в ближайшее время проблемы с механизмом возникнут снова, выполненные ремонтные работы будут просто безрезультатно потраченным временем и деньгами.
Поэтому к выбору механизма или ремкомплекта следует подходить ответственно.
Большинство автолюбителей советуют при замене рулевого механизма приобретать либо механизм, сделанный заводом-изготовителем, либо механизм производства СС 20 – фирмы, занимающейся выпуском комплектующих отечественных авто.
А вот механизм производства Фенокс автолюбители не жалуют, очень часто попадаются бракованные или быстро выходят из строя.
Но, приобретая новый механизм, следует поинтересоваться сертификатом качества, посмотреть, имеются ли упаковке отметки отдела контроля качества.
Подозрительные рулевые механизмы, без каких-либо отметок, пусть и стоящий дешевле брать не стоит, как правило они сразу же начинают стучать.
То же и касается комплектов для восстановления, зачастую дешевым ремкомплектом восстановить работоспособность механизма можно разве что ненадолго.
Тип и особенности конструкции рулевого механизма
Типов, применяемых рулевых механизмов несколько, наибольшее же распространение у легковых автомобилей получил механизм типа «шестерня-рейка».
Именно такой тип рулевого механизма применяется на отечественных автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.
Работа такого устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая связана с рулевой колонкой, в продольное движение зубчатой рейки.
Вращаясь, шестерня перемещает рейку, а та посредством тяг заставляет проворачиваться вокруг оси поворотные кулаки, связанные с передними колесами.
Особенностью данной конструкции является плотное взаимодействие зубцов шестерни с рейкой. Появление больших люфтов в этой паре приводит к осложнению управления автомобиля, что сказывается на безопасности движения.
Поэтому при появлении признаков неисправности данного механизма, производится комплекс восстановительных мероприятий, по сути, производится замена рейки рулевой ВАЗ-2110, или более ранней модели – ВАЗ-2109.
Хотя не всегда требуется замена рейки, иногда достаточно использовать ремкомплекты, позволяющие снизить или убрать люфт.
Причины поломки наконечников
Рулевые наконечники — это не такой сложный механизм, как, например, двигатель внутреннего сгорания или коробка передач. Поэтому причин поломки у него не так уж и много, но сейчас их перечислим.
Итак:
- Первое — это износ временем. Так уж он, наконечник, устроен, что работает постоянно вращаясь. А тут уж что люди от такой жизни ломаются, что наконечники. Постоянное трение способствует быстрому изнашиванию деталей и, как следствие, выходу из рабочего состояния.
- Препятствовать этому процессу полностью невозможно. Единственный выход — покупать качественные рулевые наконечники. Но, опять же, рано или поздно их все равно требуется менять.
- Вторая причина — порванный пыльник. Как и шаровая опора, на ВАЗ 2109 наконечник рулевой тяги оснащен защитным пыльником. В процессе эксплуатации автомобиля он рвется и влечет за собой не хорошие последствия. Какие? Внутрь соединения попадает пыль и песок, что увеличивает изнашивание деталей и приводит к более быстрому износу.
- Третья причина — это недостаточное количество смазки. Как известно, трение без смазки не несет ничего хорошего. В результате отсутствия достаточного количества смазочного материала наконечник быстрее выходит из строя.
Как видно, при всем желании, замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109 — процесс неизбежный в любом случае. Радует одно — цена на наконечники остается приемлемой.
Совет! При покупке наконечников, прислушивайтесь к продавцам, а также к другим владельцам автомобилей. Берите качественные наконечники!
Виды неисправностей рулевого управления
Сейчас проведем диагностику рулевого управления ВАЗ 2109. Попытаемся определить, в чем причина нарушения качества управления автомобилем — наконечник, или же что-то еще? Итак:
Если рулевое колесо стало люфтить все больше и больше, то причиной тому может быть и не наконечник. Причиной люфта может являться и рейка — возможно, ее необходимо подтянуть, отремонтировать или даже заменить.
- Конечно, рулевые наконечники — одна из первых причин ухудшения качества управления автомобилем. Как они диагностируются? Для этого не требуется много затрат и ума.
- Для диагностики достаточно загнать автомобиль на смотровую яму или эстакаду и провести несколько операций.
- На установленном автомобиле ставим стояночный тормоз, противооткатные упоры на всякий случай.
- Зайдя под машину необходимо взяться руками за рулевую тягу и с достаточным усилием подергать вниз-вверх.
- Если наконечник уже пора менять, то будет ощутим и даже заметен невооруженным глазом люфт в его шарнире.
- Такую же операцию необходимо сделать и на другом наконечнике.
Помните! Если все-таки наконечники оказались в нормальном состоянии, не останавливайтесь, а просмотрите рулевую рейку на предмет люфта. Читайте другие статьи или обратитесь в СТО.
Также ознакомьтесь
- Если съемника рулевых тяг при себе нет, можно использовать молоток и мощную монтажку.
О снятии и замене наконечника рулевой тяги можно прочесть в этой статье
- Выкрутить гайки, которые фиксируют рулевую рейку.
- Извлечь рейку справа.
- Снять рейку со шлицов. Обычно это не вызывает сложностей.
- После снятия рейки с наконечниками, выкрутить наконечники, посчитать количество винтов. Благодаря этому после замены получится комфортнее добраться до станции техобслуживания.
- На новой рейке открыть боковые заглушки. Заполнить отверстия литолом.
В момент прикручивания наконечников важно не перепутать стороны, потому что левый отличается от правого.
Для установки новой рейки нужна будет чья-то помощь. Вернуть рейку обратно, наживить крепления справа
Напарник должен оказать помощь при попадании в шлицы рулевого карданчика. Для разжима хомута вбить в него зубило. После этого шлицы войдут проще.
Стоит ознакомиться:
- На рейке есть специальная проточка, в которой должен быть установлен стопорный болт.
Сборку выполнить в обратной последовательности. После того, как рулевая рейка ВАЗ 2115 заменена, сделать регулировку развал/схождения.
Как заменить рулевую рейку на ВАЗ-2109, 21099
Если при резком повороте руля из нейтрального положения (колеса стоят прямо) в районе рулевой рейки слышны посторонние стуки и шумы, это значит, что на вашем автомобиле ВАЗ-2109, 21099 неисправна рулевая рейка, и необходимо срочно заняться ее ремонтом. Альтернативой ремонту может послужить подтягивание гайки рулевой рейки специальным ключом. Этот способ может дать положительный эффект (хотя и не всегда), но с возможными последствиями. Например, если гайку затянуть слишком сильно, то увеличиться сопротивление усилию вращения рулевого колеса, также и более серьезные последствия, вплоть до заклинивания руля, что во время движения может быть чрезвычайно опасно.
Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109, 21099 лучше осуществлять с помощником, хотя можно справиться и самому. Среди необходимого инструмента: съемник рулевых тяг (фото 18) и жидкость WD-40, которые можно купить на любом авторынке.
Ниже представлен порядок действий при ремонте рулевой рейки (возможно он немного упрощен, но в ходе ремонта Вам все будет понятно):
1. прежде всего приподнимаем переднюю часть автомобиля, чтобы достичь полного вывеса обоих передних колес. Под задние колеса следует подложить противоскатные бруски (фото 1);
2. Снимаем передние колеса. Заодно проверяем состояние пыльников на рулевых пальцах (фото 2); 3. Теперь необходимо получить доступ к креплению рулевой рейки. Необходимо отсоединить адсорбер газов, а также сирену сигнализации, если она имеется и установлена именно в этом месте (фото 3). Снимаем с адсорбера клему с проводами, и насколько позволяют шланги, отводим их в сторону (опять же фото 3). После снятия этих узлов, доступ к креплению рулевой рейки свободен (фото 4); 4
В случае установки б/у-шной рулевой рейки, стоит обратить внимание на состояние пыльника чехла и сайленблоков рулевых тяг (фото 5); 5. Теперь выставляем руль в нейтральное положение (когда колеса смотрят прямо)
При помощи накидного ключа, либо головкой к карданным шарниром выкручиваем болт из шлицевого соединения, который находится около педального узла (фото 6, 7, 8); 6. Очищаем от грязи узел крепления рулевой тяги к стойкам подвески автомобиля (фото 9);
7. После того, как узлы креплений очищены, используя пассатижи вытаскиваем стопорный шплинт из соединения (фото 10), а затем откручиваем гайку рулевого наконечника (фото 11); 8. Далее устанавливаем съемник (купленный на авторынке, фото 12), затягивая гайку съемника и аккуратно постукивая снизу по съемнику молотком до тех пор, пока пальца рулевого наконечника не выйдут из конусного соединения (фото 13); 9. Теперь, вернувшись под капот, необходимо открутить гайки на рулевой рейке (фото 14, 15); 10. При помощи отвертки сдергиваем рулевую рейку с креплений (фото 16) и вытаскиваем ее через окно в нише колеса (фото 17); 11. Приступаем к установке рулевой рейки. Для того, чтобы поймать необходимое среднее положение рулевой рейки, необходимо сначала установить рулевые пальцы в стойках, после чего в салоне устанавливаем вал на шлицы. Рулевой вал в салоне имеет свободных ход, благодаря чему можно легко установить его в необходимом положении. Будьте внимательны, в рулевой рейке есть выточка под болт хомута, и необходимо установить ее так, чтобы хомут оказался напротив выточки, это позволит без лишних усилий установить болт назад.
12. Теперь выполняем сборку всего рулевого узла в обратно последовательности.
В случае, если Вы заодно заменили и рулевые тяги, то необходимо восстановить развал-схождение. Технология ремонта рулевой рейки на ВАЗ-2109,21099 схожа с ремонтом реек на всех автомобилях ВАЗ с передним приводом.