Предназначение клапанов в двигателе
При своей работе двигатель потребляет воздух и топливо, а выделяет выхлопные газы. Клапаны служат для того, чтобы в цилиндр поступала топливовоздушная смесь (через впускной клапан) и удалялись выхлопные газы (через выпускной клапан). Чередование циклов впуска и выпуска называется рабочим циклом двигателя. Он состоит из четырёх тактов.
- Впуск. Открыт впускной клапан. Поршень движется вниз и за счёт разряжения, создаваемого в цилиндре, увлекает за собой топливовоздушную смесь, которая поступает через открытый впускной клапан.
- Сжатие. Оба клапана закрыты. Поршень движется вверх (к свече зажигания) и сжимает топливовоздушную смесь.
- Рабочий ход. Оба клапана закрыты. Свеча зажигания даёт искру, которая поджигает топливовоздушную смесь. Во время сгорания топливовоздушной смеси образуется много газа, который толкает поршень вниз.
-
Выпуск. Открыт выпускной клапан. Поршень движется вверх и выталкивает из цилиндра отработавшие газы через открытый выпускной клапан.
Смысл регулировки клапанов
Открытием клапана управляет кулачок распределительного вала. При работе двигателя клапан нагревается и удлиняется, что может привести к его неполному закрытию. Для компенсации этого удлинения существует зазор между клапаном и кулачком распределительного вала. Смысл регулировки клапанов сводится к выставлению необходимой величины этого зазора.
Признаки неправильной регулировки клапанов
Признаками неправильно отрегулированных клапанов являются:
- Посторонний металлический стук из-под клапанной крышки.
- Снижение мощности двигателя.
- Запах чистого бензина в выхлопных газах.
Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2107 обязательна после ремонта газораспределительного механизма, а также после пробега в 10–15 тысяч километров.
Регулировка с помощью рейки
Как и при регулировке первым методом — при помощи щупа, автомобиль необходимо загнать на горизонтальную ровную поверхность и обеспечить чистоту и освещенность рабочей зоны.
Регулирование зазоров клапанов с помощью рейки и индикатора позволяет получить наибольшую точность проведения работ. Как и в первом методе, понадобятся ключи на 10, 14 и 17, а также ключ для поворота коленчатого вала или «кривой стартер».
Подготовительные работы аналогичны первому методу. Это снятие воздушного фильтра вместе с корпусом и крышки клапанов. Далее выставляем коленчатый вал до совмещения меток на шкиве и передней крышке.
Следующий этап работы начинаем с установки рейки, которая при помощи трех болтов должна крепиться на корпусе распределительного вала. Далее опускаем стрелочный индикатор в гнездо рейки напротив регулируемого клапана и зажимаем его крепежным винтом. Индикатор должен устанавливаться так, чтобы его измерительная штанга уперлась в верхнюю поверхность кулачка.
Установив шкалу индикатора на ноль, приступаем собственно к измерению существующего зазора и регулировке, если она необходима. Регулировка производится по той же методике, что и при регулировке щупом. Ослабляется контргайка, изменяется высота головки регулировочного болта, при достижении требуемого зазора контргайка затягивается.
Схема регулировки клапанов такая же, как и при первом методе
После регулировки всех восьми клапанов необходимо провернуть несколько раз коленчатый вал и проверить еще раз зазоры при помощи индикатора и рейки.
Затем устанавливаем на место все демонтированные детали, не забываем гайки и шайбы в механизме ГРМ (бывает и такое). Момент затяжки гаек клапанной крышки составляет от 6 до 7 Нм (0,6-0,7 кгс-м). Порядок затяжки гаек — от середины к краям.
Данный метод несколько сложнее, чем метод измерения зазора щупом, но зато он более точный и эффективный, так как позволяет выставить необходимые зазоры клапанов даже при имеющемся износе на коромыслах и кулачках.
Результатом успешной регулировки клапанов станет снижение расхода топлива, увеличение мощности двигателя, который станет работать ровнее и с меньшим шумом.
Для корректной работы ГРМ то что было сточено под вал ГРМ можно ли компенсировать более толстой прокладкой между головкой и блоком цилиндров? или это излишние вещи и все будет нормально работать и так?
Источники
- http://avtomotospec.ru/remont-avtomobilya/regulirovka-klapanov-vaz-2101.html
- http://videoremont-mashin.ru/remont-kpp-vaz-21061/chast2-lada-samara-ya-ego-slepila-iz-togo-chto-bylo-remont-2/