Виды и модификации карбюраторов на ваз 2105
Карбюратор на ВАЗ 2105 и его модификации – Озон, Солекс производятся на Димитровоградском автоагрегатном заводе.
- Озон – среди других его деталей есть регулятор холостого хода. Подходит классическим моделей ВАЗ – 2107, 21043, 21074;
- Солекс – в сравнении с предыдущими вариантами является самым универсальным. Используется в новых передне- и полноприводных модификациях.
Также карбюраторы различают в зависимости от подачи в цилиндры топливной смеси:
- поплавковый – состоит из смесительной и поплавковой камер;
- игольчатый;
- барботажный – представлен топливным баком, в котором есть доска и два патрубка.
За направлением потока горючего карбюраторы могут быть:
- горизонтальные;
- вертикальные – с восходящим и нисходящим потоком.
За количеством камер:
- однокамерные;
- многокамерные.
На Жигулях 2105 используется четырехтактный, четырехцилиндровый Озон. Наиболее часто используемые 2105-1107010-20 и 2105-1107010-10 модели Озона.
Разница между ними состоит в размере сечения таких элементов:
- добавочного патрубка;
- главного жиклера, который находится в первичной камере.
Восстановление функций силового агрегата
Чтобы устранить выявленные неисправности и произвести ремонт двигателя ВАЗ 2103, необходимо выполнить следующие операции:
- Устранить препятствия, мешающие прохождению топлива. Для этого проводится промывка или продувание трубок, по которым проходит топливо, и топливного фильтра.
- В случае необходимости нужно заменить фильтр топливный на новый экземпляр.
- Произвести чистку или полную замену бензонасоса.
- Осмотреть и диагностировать электрическую проводку, убедиться в ее целостности.
- Произвести регулировку режима холостого хода.
- Жиклеры и каналы, расположенные в карбюраторе, также необходимо прочистить.
- В пусковом устройстве карбюратора демонтировать диафрагму и установить новый образец.
- Произвести регулировку зазоров в газораспределительном механизме.
- Для уменьшения расхода масла нужно сменить прохудившиеся сальники и изношенные прокладки.
- Замена деформированных поршней и маслоотражающих колпачков.
- Расточка цилиндров.
Регулировка клапанов ВАЗ 2103 производится в соответствии с инструкцией, схема и описание находятся в документации к автомобилю. Невыполнение регулировок может привести к увеличению расхода топлива, снижению мощности силового агрегата и полному прогоранию клапанов.
Квалифицированные мастера на специальных стендах и при помощи современного оборудования точно определят причины выхода из строя мотора и произведут качественный ремонт двигателя 2103.
Тюнинг мотора 2103
Потенциал мотора ВАЗ 2103 так высок, что трудно удержаться от искушения выжать из него побольше. Есть умельцы, которые выжимают из машины до 200 лошадиных сил. Такой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 носит экстремальный характер, его не рекомендуется делать для езды по обычным дорогам в повседневном режиме.
Есть много вариантов, как форсировать двигатель. Один из способов увеличить мощность двигателя и повысить другие эксплуатационные характеристики — переделка мотора в движок ВАЗ 2106. Для этого надо расточить цилиндры до диаметра 79 мм и заменить поршневую группу деталями от шестерки. Остальные элементы остаются прежними, агрегаты унифицированы по всем деталям. Сборка двигателя ВАЗ 2103 после такого тюнинга проводится без проблем.
Если ухаживать за своим автомобилем, своевременно проводить ремонт двигателя ВАЗ 2103, машина не подведет в пути. А будет много лет радовать своих владельцев безотказностью и прекрасными ходовыми качествами.
Технические характеристики двигателя 2103
В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:
Изготовитель | ВАЗ |
Марка ДВС | ВАЗ-2103 |
Годы производства | 1972 – 1983 |
Объем | 1,5 л (1452 см3) |
Мощность | 52,4 кВт (71,4 л. с.) |
Крутящий момент | 106 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 120,7 кг |
Степень сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20 |
Тип мотора | рядный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | возле цепи ГРМ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Допустимое коробление | прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм
прокладка головки цилиндров 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 – 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А – 76 – 76,01 мм
класс В – 76,01 – 76,02 мм класс С – 76,02 – 76,03 мм класс D – 76,03 – 76,04 мм класс Е – 76,04 – 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием
кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А – 75,94 – 75,95 мм
класс С – 75,96 – 75,97 мм класс Е – 75,98 – 75,99 мм |
Зазоры | поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)
поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза |
Кольцо компрессионное верхнее | 1,535 – 1,555 мм |
Кольцо компрессионное нижнее | 3,957 – 3,977 мм |
Кольцо маслосъемное | 2,015 – 2,035 мм |
Зазор между поршневой канавкой и кольцом | 0,03 – 0,07 мм |
Коленвал | чугун, литье |
Количество подшипников коренных | 5 |
Диаметр шейки КП | 50,795 – 50,775 мм |
Зазор коренной шейки | 0,1 – 0,5 мм |
Подшипники шатунные | диаметр шейки вала – 47,814 мм
толщина вкладыша – 1,448 мм ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм |
Сальники коленвала | передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм
задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 6,9 л/100 км
смешанный цикл 8,9 л/100 км город – 9,4 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2103 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Периодичность замены | каждые 55000 км |
Рабочая температура | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 125000 км
реальный 200000 км |
Регулировка клапанов | гайками и щупом |
Система охлаждения | принудительная, тосол-А40 |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | крыльчатка полимерная, крепление на блоке |
Зажигание | транзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706 |
Свечи на 2103 | оригинал – А17-ДВ |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | двухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону |
Масляный фильтр | рекомендуемый Mann W914/2 |
Маховик | 129 зубьев, 0,62 кг
диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм диаметр наружный – 27,75 мм количество посадочных отверстий – 6 штук смещений нет |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 23,5 мм, |
Маслосъемные колпачки | производителей Хорс или Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Давление клапана внутри радиаторной пробки | 0,7 – 1 бар |
Содержание в выхлопе вредных продуктов | СН |
Обороты ХХ | 850 – 900 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм
маховик – 83,3 – 84,38 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Конструкция ДВС 2103
Регулировка карбюратора ваз 2105
Регулировка карбюратора ВАЗ 2105 задача довольно таки простая, если владеть минимальными техническими знаниями. В противном случае, лучшим решением было бы обращение к профессионалу, поскольку необдуманное вмешательство может только усугубить ситуацию, и Вы будете вынуждены прибегнуть к ремонту карбюратора 2105.
Если Вы все-таки уверенны в своих возможностях, то подобная настройка устройства карбюратора ВАЗ 2105 значительно улучшит функциональные возможности механизма, сократит трату горючего и улучшит работу силового аппарата. Если провести эту процедуру грамотно и с умом, то она никак не сможет навредить карбюратору 2105.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
изменить оборотное число коленчатого вала. Закрутите его до упора, а потом прокрутите на 3 оборота в противоположном направлении;
необходимо отрегулировать количество озона. Для этой процедуры нам пригодиться винт качества. Его нужно в крутить до отказа, а потом вернуть назад на четыре – пять оборота. Тем самым повысится уровень топливной жидкости;
прогрев — необходимая и неотъемлемая часть настройки карбюратора;
следующим этапом будет – регулировка холостого хода карбюратора ДААЗ 2105
Для начала, прибегнув к помощи винта количества, важно стабилизировать роботу силового агрегата, параллельно прокручивая винт качества. Такой дисбаланс вращения спровоцирует нестабильную роботу двигателя
Теперь можете приступить к постепенному выкручиванию винта обратно, пока робота силового аппарата не восстановиться;
в конце важно не забыть о настройке оборотов холостого хода. Этого результата можно добиться, использовав винт.
После регулировки и настройки карбюратора на ВАЗ 2105, будет уместным проверить его исправность. Заведите автомобиль, и затем резко нажмите на педаль газа, так же резко ее отпустив. Если все действия были выполнены верно, коленвал начнет вращаться быстрее. Значит регулировка карбюратора ВАЗ прошла успешно. Если завести машину не удалось, добейтесь увеличения количества оборотов при помощи винта.
Автор статьи: Юрий Веселов
Неисправности
Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:
НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ | СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ |
---|---|---|
Двигатель невозможно запустить. | 1. Не поступает топливо в карбюратор. 2. Сильное загрязнение топливного фильтра. 3. Сломан бензонасос. 4. При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора. |
Промыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр. Заменить топливный фильтр. Прочистить или заменить бензонасос. Проверить целостность электропроводки. |
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают». | 1. Нарушена регулировка холостого хода. 2. Сломан карбюратор. 3. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала. |
Отрегулировать режим холостого хода. Прочистить каналы и жиклеры карбюратора. Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора. Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма. |
Повышенный расход моторного масла. | 1. Протечки масла сквозь уплотнители. 2. Изношены поршневые кольца или цилиндры. 3. Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов. |
Проверить и при необходимости заменить прокладки и сальники. Заменить кольца и/или поршни. Расточить цилиндры. Заменить маслоотражательные колпачки. |
Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.
Регламент техобслуживания
Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Ремень ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2103
Не всегда характеристики двигателя ваз, которые имеет двигатель ваз 1.5 2103, удовлетворяют их владельцев. Многие хотят иметь тюнинговый форсированный движок.
С этой целью производят следующие модернизирующие операции:
- Расточка каждого цилиндра на три миллиметра под поршень диаметром 79 мм, в результате получается объем 1,6 л вместо предыдущего варианта в 1,5 литров. Тонкие стенки цилиндров не позволяют производить дальнейшую расточку.
- Для большего увеличения объема и мощности увеличивают ход поршня, чтобы его протяженность достигала 84 мм, при этом снижаются обороты двигателя.
- Чтобы еще сильнее увеличить мощность используется коленчатый вал, взятый с модели ВАЗ 2130.
- Доводка головки блока цилиндров, заключающаяся в полировке и расточке каналов, что позволяет уменьшить впускное сопротивление, мощность увеличивается еще на 10 процентов.
- Установка 0,5 бар компрессора позволяет также дополнительно добавить мощности. Новая мощность становится равна 125 л. с.
- Правильный подбор распредвала.
Распределительный вал выбирается по определенным правилам, чтобы поршень имел увеличенный ход (например, распредвал с Нивы).
Эксплуатация двигателя трешки
В целом эксплуатация двигателя не вызывает особых проблем. Своевременное выполнение регламентных работ, замена масла, регулировка карбюратора ВАЗ 2103, применение качественного моторного топлива обеспечивают продолжительный период работы мотора. Есть в эксплуатации двигателя и своя специфика, которую надо учитывать.
Одна из специфических черт двигателя 2103 заключается в том, что цепной привод газораспределительного механизма не имеет натяжителя цепи. Это приводит к необходимости периодической ревизии, а в некоторых случаях требуется и восстановление штатной работоспособности. Регламентная периодичность такой ревизии составляет 10000 км. Имея некоторый опыт, можно выполнить эту регулировку своими руками. Вот пошаговая схема действий:
- полностью открутите колпачковую гайку натяжителя;
- пальцем контролируя положение штока натяжителя, проверните коленвал на 1-1,5 оборота в направлении его вращения;
- как только шток натяжителя утопится, пружина автоматически отрегулирует натяжение цепи через башмак;
- закрутите колпачковую гайку.
Другой важной регламентной процедурой при эксплуатации мотора ВАЗ 2103 является регулировка тепловых зазоров клапанов. Необходимости ремонтировать клапан возникает, когда присутствует отчетливый стук в двигателе на малых оборотах
Регулировка осуществляется в следующем порядке:
- Совместите метки на шестерне и корпусе распредвала.
- Широким щупом 0,15 мм отрегулируйте 8-й и 6-й клапаны.
- Проверните коленвал на 180 градусов и отрегулируйте 4 и 7 клапаны.
- Проверните коленвал еще на 180 градусов, чтобы выставить 1 и 3 клапаны.
- Снова поверните коленвал на 180 градусов для регулировки 5 и 2 клапанов.
Проворачивать коленвал можно прокатывая автомобиль вперед на четвертой передаче.