Рулевая рейка Ваз 2112 как разобрать и заменить неисправные детали
Решив отремонтировать рулевую рейку на станции техобслуживания, рассчитывайте на то, что за самый простой ремкомплект вам придется заплатить около 300 рублей. Полный комплект, включающий подшипники, будет стоить порядка 500-700 рублей. Вся начинка, вместе с рейкой обойдется в 1500 рублей.
Желательно перед покупкой ремкомплекта знать маркировку рейки, так как они могут отличаться в зависимости от комплектации и года выпуска «десятки».
- Демонтируйте рулевую рейку в сборе.
- Разрежьте хомуты крепления пыльника (чехла) рулевого механизма.
- Отверните упорную гайку рейки (восьмигранный спецключ на 17), извлеките ее из корпуса.
- Извлеките из нее резиновую заглушку. Отверткой достаньте стопорное кольцо и пружину.
- Легкими ударами корпуса рулевого управления о деревянный брусок выбейте упор рейки (поршень) и извлеките его вместе с уплотнителем.
- Снимите пыльник и уплотнитель приводной шестерни (шлицевая отвертка).
- Извлеките стопорную шайбу (шлицевая отвертка).
- Отверните гайку, фиксирующую подшипник шестерни привода (восьмигранный спецключ на 24 с центральным отверстием диаметром не менее 18,5 мм).
- Извлеките из корпуса шестерню привода рейки с подшипником.
- Извлеките рейку из корпуса.
- Вытащите из корпуса опорную втулку, поддев ее шлицевой отверткой.
- Снимите стопорное кольцо с вала приводной шестерни. Проверьте подшипник на наличие люфта. Если он есть, съемником для подшипников снимите шариковый подшипник с вала. На его место тем же образом установите новый.
- Извлеките из корпуса игольчатый подшипник, просверлив два отверстия тонким сверлом (2 мм) с тыльной стороны корпуса, и выбив его при помощи тонкого стержня. Заделайте образовавшиеся отверстия «холодной сваркой» или «быстрой сталью». В крайнем случае, подшипник можно разбить при помощи узкого зубила (не рекомендуется!).
- Обильно смажьте посадочное место, установите в него новый игольчатый подшипник, и легким постукиванием по его корпусу запрессуйте его.
- Установите новую опорную втулку из ремкомплекта, разрежьте ее резиновые уплотнительные кольца, удалите ненужные фрагменты.
- Заполните внутреннюю поверхность корпуса рейки специальной смазкой (Фиол-1 или аналог).
- Вставьте рейку в корпус.
- Установите на место приводную шестерню с подшипником. Зафиксируйте ее гайкой, поставьте стопорное кольцо. Оденьте новый пыльник на вал шестерни.
- Поставьте на место новый упор с новым уплотнителем. Зафиксируйте его стопорным кольцом. Поместите в его отверстие пружину. Заверните упорную гайку.
- Отрегулируйте рейку, сначала затянув упорную гайку до конца, а потом отпустив ее на 30 градусов. Отверстие гайки заткните резиновой заглушкой.
- Наденьте на корпус рейки пыльник и зафиксируйте его хомутами.
- Установите перебранную конструкцию на автомобиль.
Основные неисправности рулевой рейки Ваз 2112
Основные неисправности
Как и любая другая механическая конструкция, рулевая рейка в силу тех или иных обстоятельств может подавать признаки неисправности. К ним относятся:
- хруст (стук) при выворачивании рулевого колеса;
- «тугой» руль;
- увеличенный люфт рулевого колеса или приводной шестерни рулевого вала;
- вибрация рулевого вала при движении;
- неравномерный износ шин, вызванный нарушением угла установки передних колес.
Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что пришло время ремонта или замены рулевой рейки. Однако не стоит спешить с заменой. Сама рейка выполнена из прочной стали, и вывести ее из строя не так и просто. Чаще всего в негодность приходят вспомогательные элементы конструкции:
- опорная втулка;
- подшипники приводной шестерни (шариковый и игольчатый);
- уплотнители;
- пыльники и др.
Причин выхода из строя этих деталей может быть сколько угодно, от израсходованного ресурса, до механических повреждений вследствие езды по бездорожью. Если вы уверенны в том, что саму рейку менять не придется, можно обойтись мелким ремонтом рулевой конструкции, заключающемся в замене перечисленных «расходников».
Таблица причин и исправления неисправностей рулевой рейки Ваз 2112
С рулевой рейкой входит в зацепление приводная шестерня, установлена в картере на подшипниках. Упор, изготовленный из металлокерамики, уплотненный в картере специальным резиновым кольцом, поджимает пружиной рейку к шестерне. Раскручивание гайки предотвращает стопорное кольцо. Облегчают сборку узла метки, расположенные на пыльнике и картере механизма руля.
Причина поломок | Способ устранения |
На рулевом колесе увеличился свободный ход | |
Ослабились гайки, фиксирующие шаровые пальцы тяг | Проверяется наличие шплинта, затягиваются и шплинтуются гайки |
Увеличился в шаровых шарнирах тяг зазор | Меняются наконечники тяг |
Износились резинометаллические шарниры тяг | Ставятся новые тяги или резинометаллические шарниры |
Между гайкой и упором рейки стал большой зазор | Меняются изношенные детали регулируется рулевой механизм |
Шум или стук в управлении рулем | |
Ослабились гайки шаровых шарниров тяг | Поверяются и затягиваются гайки |
Между гайкой и упором рейки стал большой зазор | Меняются изношенные детали, регулируется рулевой механизм |
Ослабилось крепление рулевого механизма | Подтягиваются гайки для фиксации рулевого механизма |
Ослабился болт фиксации на валу шестерни нижнего фланца эластичной муфты | Затягивается болт, удерживающий нижний фланец муфты |
Туго вращается рулевое колесо | |
Поврежден подшипник верхней опоры стойки подвески | Меняются опора в сборе или подшипник |
Неисправна опорная втулка или упор рейки | Ставятся новые детали, закладывается смазка |
Понизилось давление в шинах на передних колесах | Устанавливается нормальное давление |
Неисправности в деталях шаровых шарниров тяг | Меняются поврежденные детали |
Повреждение элементов телескопической стойки подвески | Ремонтируется или ставится новая стойка подвески |
Повреждены подшипники на верхнем валу рулевой колонки | Меняются подшипники |
Нет фиксации колонки в нужном положении | |
Проворачивается стяжной болт рычага регулировки | Откручивается с болта рычаг с регулировочной втулкой и устанавливается в прорезь направляющей пластины на кронштейне вала руля выступ болта |
В облицовочный кожух упирается рычаг регулировки | Снимаются облицовочный кожух, стопорная шайба, рычаг. Затягивается втулка, рычаг надевается в нужном положении. Проверяется надежность фиксации и работоспособность стяжного устройства, устанавливаются стопорная шайба и облицовочный кожух |
Замена масла и шлангов ГУР
Замена масла ГУР путем замещения жидкости
- Откачиваем жидкость из бачка ГУР;
- Снимаем шланг обратки с бачка и глушим его, например, другим шлангом с пережатым концом;
- На обратку надеваем другой шланг и выводим его под машину в заранее подготовленную емкость;
- Заливаем в бачок жидкость до максимального уровня, помощник заводит двигатель;
- Как только жидкость уйдет, помощник глушит мотор по Вашему сигналу;
- Снова заливаем жидкость до отметки «МАКС» и повторяем процедуру до тех пор, пока в приготовленную емкость не пойдет чистая жидкость;
- Надеваем шланг обратки назад и доливаем жидкость ГУР до нужного уровня.
Скрипит рулевая рейка Ваз 2112 – что делать ?
Проведение диагностических работ, которые позволят определить причины скрипа, следует начать с выявления конкретного места, откуда слышится скрип при повороте руля. Чтобы это сделать, необходимо поставить автомобиль на яму и попросить кого-нибудь покрутить руль, при этом прислушиваясь из-под машины к звукам, чтобы установить место скрипа. Определившись с тем, какой именно элемент скрипит, можно переходить к ремонту.
Определить скрип рулевой колонки достаточно просто по характерной вибрации, которая также будет возникать при вращении рулевого колеса. Чаще всего скрипит муфта рулевой колонки, и подобная проблема типична для автомобилей, которые были неудачно восстановлены после серьезного ДТП. Данная проблема, если шум несильный, не сказывается на качестве работы рулевого механизма, поэтому можно продолжать эксплуатировать автомобиль. Исправить ситуацию можно только заменой рулевой колонки. Также скрип может доноситься из сочленения рулевой рейки и колонки, если они плохо отрегулированы или имеет место быть сильный износ. В зависимости от модели автомобиля, данная проблема решается разными способами. Чаще всего имеется возможность отрегулировать механизм.
Итого
Туго вращающийся руль и отчетливо передающиеся на «баранку» стуки – симптомы, указывающие на необходимость диагностики рулевой рейки на ВАЗ 2110 и ее дальнейшей замены новым агрегатом. Упрощенно процесс смены выглядит так:
Любой механизм требует регулировки и замены в процессе эксплуатации. Часть узлов автомобиля не требуют контроля их работы в межсервисном интервале. Однако, такие системы, как рулевая и тормозная, необходимо проверять перед каждым выездом.
Все агрегаты машины проектируются с определенными коэффициентами запаса по прочности и рассчитаны на бесперебойную работу в течение отведенного ресурса. Отметка одометра свыше 200 тыс. км служит сигналом для проведения капитального ремонта двигателя и замены рулевой рейки на автомобиле ВАЗ 2110 в ближайшие сроки. Цифра является условной и зависит от режима эксплуатации.