Последовательность действий при ремонте датчика
Алгоритм действий при ремонте:
- ВАЗ 2110 ставится на ровную поверхность, чтобы исключить произвольное скатывание. Поднимается рычаг стояночного тормоза.
- Открывается моторный отсек машины. От клеммы батареи отсоединяется минусовой зажим, это позволит не допустить короткого замыкания при выполнении задачи.
- Сам регулятор располагается на корпусе дроссельного узла. От него надо отсоединить пластиковую защелку и отключить разъем с проводкой.
- Берется средство WD-40 или очиститель карбюратора. С помощью жидкости производится очистка всех каналов, для этого струя направляется прямо в них. Можно использовать ватную палочку, обработанную очистителем. Для лучшего эффекта рекомендуется какое-то время подождать после нанесения средства.
- Используя отвертку с крестовым наконечником, выполняется откручивание двух болтов, фиксирующих регулятор. Устройство снимается. Иногда при демонтаже могут появиться сложности, поскольку болт, который находится рядом с ресивером, может упасть при откручивании. Поэтому рекомендуется сначала открутить левый винт, а потом приступать к выкручиванию правого. При отсутствии креплений, что характерно для некоторых моделей ВАЗ 2110, производится полный демонтаж дроссельного устройства.
- Производится очистка конусной иглы, а также пружинки регулятора от грязи и сажи. Очистке подлежит и посадочное отверстие устройства, расположенное на дроссельном механизме. После проведения чистки надо просушить устройство и установить его обратно.
- При дальнейшей установке рекомендуется произвести чистку воздушного канала на дросселе от загрязнений.
- Регулятор монтируется на место. Запускается двигатель и проверяется работа контроллера. Если после очистки проблема осталась, устройство подлежит замене.
Пример очистки регуляторного устройства приведен Александром Филимоновым.
Как проверить датчик?
При наличии тестера проверку выполнить несложно:
- Установить ВАЗ 2110 на ручной тормоз;
- Отсоединить колодку РХХ для проверки;
- Проверить напряжение цепи датчика ВАЗ 2110, 2112, при этом «минус» присоединить к двигателю, «плюс» на снятую колодку, а именно к выводам А : D (обозначены на колодке, можно посмотреть схемы);
- Включается зажигание и проверяются показания выданные регулятором холостого хода, которые должны быть около 12 В. Значение окажется меньше — скорей всего разряжен аккумулятор. Когда напряжение отсутствует необходимо проверить полностью цепь, а затем электронный блок управления. Неисправностей нет, значит цепь исправна — проверяется РХХ, установленный на моторы ВАЗ 2112, другие модификации;
- Клеммы тестера подключаются к колодке, схема такая — сначала к выводам А : В, следом к С : D. Сопротивление должно оказаться в пределах 53 Ом;
- Далее проверяются пары A : C, B : D — в данном случае сопротивление на исправном изделии будет бесконечно большим.
Схема РХХКогда в результате указанных проверок датчика обнаружено несоответствие показаний, то его следует заменить. Также нерабочее состояние данных датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, присоединив к ним колодку, затем необходимо включить зажигание.
У рабочего изделия, при подключении питания, шток с иглой изменит положение. На сломанном датчике никаких изменений не произойдет. При обнаружении поломки регулятора холостого хода, конечно же, ее нужно устранить.
Но в автосервис не стоит спешить — ремонт можно сделать самостоятельно, сэкономив деньги и время. А сначала, вообще, стоит почистить РХХ, часто после этого они возвращаются к «жизни».
Пошаговый порядок проведения замены
Процедура замены осуществляется практически так же, как очистка устройства, но есть определенные нюансы:
- Отключается АКБ, чтобы предотвратить замыкание в проводке.
- От регуляторного устройства отсоединяется штекер с электроцепью. Если автомобиль оборудован инжекторным силовым агрегатом, то для отсоединения разъема надо нажать на пластмассовое крепление.
- Откручиваются болты. Как при очистке, сначала выкручивается левое крепление, а затем правое. Производится демонтаж вышедшего из строя регуляторного устройства.
- Также очищается поверхность, на которую монтируется уплотнительный элемент. Последний проверяется на предмет наличия дефектов — потертостей, трещин и т. д. При их наличии уплотнительная резинка меняется на новую. Перед монтажом уплотнитель обрабатывается моторной жидкостью, после чего монтируется на посадочное место дросселя.
- Устанавливается контроллер, подключается разъем с проводами для его питания. К аккумулятору подсоединяется провод.
- После монтажа производится процедура калибровки. Микропроцессорный модуль должен выполнить ее самостоятельно, для этого используется электронное реле. Чтобы откалибровать новый датчик, зажигание активируется на несколько минут, после чего отключается. Если выполненные действия помогли и обороты больше не плавают, а остаются на одном уровне, то процедуру замены можно считать завершенной.
Пример замены регуляторного устройства холостых оборотов на автомобилях Лада десятого семейства с инжекторными ДВС приведен каналом В гараже у Сандро.
Датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112, 2111, проверка, замена, неисправности.
Датчик или регулятор холостого хода (РХХ) на инжекторных автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, ВАЗ 2111 со временем выходит из строя или дает сбои. Регулятор отвечает за работу двигателя на нейтральной передаче. Когда вы оставляете двигатель на нейтралке, РХХ отвечает за его работу на холостых оборотах.
Устройство и принцип работы датчика холостого хода. Где находится
Датчик устроен очень просто – это электродвигатель с пружиной и иглой на конце штока. Там, где находится датчик холостого хода ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 расположен дроссельный узел, к патрубку которого прикреплен болтами датчик. Датчик регулирует подачу воздуха в топливо, поступающее в двигатель в холостом режиме. Это происходит за счет втягивания и выдвижения иглы штока. Конусный наконечник иглы служит дозатором нужного объема воздуха в воздушном канале.
Регулятор холостого хода работает плохо или сломан
На нейтральной передаче обороты двигателя не стабильны – то понижаются, то повышаются. Либо, при переходе на холостой ход, мотор и вовсе глохнет. Машина не заводится, если не нажать на педаль газа. При включении энергопотребляющих приборов, обороты двигателя резко падают. Все эти признаки говорят про неисправность датчика холостого хода. Если регулятор засорился, то его можно просто почистить. При механических же повреждениях деталь следует заменить.
Как проверить состояние регулятора холостого хода?
Если в работе мотора наблюдаются упомянутые проблемы, то необходима проверка датчика холостого хода ВАЗ 2110, 2112, 2111, чтобы решить вопрос о замене регулятора или его ремонте. Для этого нужно демонтировать датчик.
Делается это так:
поставьте машину на ручник;отсоедините минусовую клемму АКБ;отключите провода от регулятора;открутите винты крепления, соединяющие датчик с корпусом дросселя;снимите регулятор;место соединения обязательно почистите от ржавчины и грязи;для удобства работы можно снять крепления дроссельного узла и сдвинуть его немного в сторону.
Сначала проверяем датчик на наличие механических повреждений и загрязнений. Например – лопнула пружина, есть трещина на корпусе, на конусе иглы и штоке много окалины и сажи. В случае сломанной пружины и загрязнения штока проблему можно решить, не покупая новый датчик, а отремонтировать и почистить старый. Хотя, стоимость вопроса невелика.
Если визуальный осмотр не выявил проблему, то проверяем датчик на целостность электрической схемы. Это можно сделать при помощи тестера:
отсоединить колодку регулятора;минус АКБ подключить на массу (двигатель);плюс АКБ – к снятой колодке (выводы A: D);включить зажигание и проверить показания датчика.
Если тестер показывает ноль, то нужно проверить электронный блок управления и цепь. Если тестер показал 12 В, проверяем сопротивление самого регулятора. Подсоединяем тестер к клеммам попарно – сначала A: B, потом C: D. Прибор должен показать от 50 до 80 Ом сопротивления. При проверке пар A: C и B: D, прибор должен показать бесконечно большое сопротивление. Если при тестировании были получены другие данные, то датчик следует заменить.
Как поставить новый датчик холостого хода?
Даже для неопытного водителя замена датчика холостого хода ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, ВАЗ 2111 не составит проблем. Для этого нужен новый регулятор, отвертка и масло. Обязательно отключите минус АКБ, во избежание замыкания, и не забудьте поставить машину на ручник. Как снять старый датчик, вы уже знаете. После этого следует хорошенько прочистить воздушный канал в дроссельном узле. Место крепления датчика тоже нужно очистить, и смазать маслом уплотнительное кольцо, если под рукой нет, то можно взять пару капель с щупа, больше и не нужно. Кольцо накладывается на отверстие воздушного канала, затем вставляется датчик до упора и крепится винтами.
Видео по обслуживанию датчика холостого хода в ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, ВАЗ 2111:
Ролик о том как своими руками правильно заменить датчик холостого хода (РХХ) в ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112.
Видео как снять и почистить датчик холостого хода:
Совместимость датчиков, как отличить подделку
Датчики отечественного производства имеют нумерацию 2112-1148300-хх, последние цифры указывают производителя: «01» — фирма «Пегас» (г. Кострома), «02» — КЗТА (г. Калуга), «03» и «04» — оснащенные шляпками аналоги вышеуказанных моделей. Есть еще регулятор 2112-1148300 производства «Омеги» (г. Москва).
Принято считать, что датчики, начинающиеся с цифр 2112-1148300, взаимозаменяемые, но специалисты рекомендуют менять на полностью однотипные
Например, 2112-1148300-01 менять на аналогичный или на 2112-1148300-03, а 2112-1148300-02 — на аналогичный или на 2112-1148300-04. Чтобы не купить подделку, а это явление встречается на рынке автозапчастей, обратите внимание на следующие внешние признаки (фото 2):
- качественный шрифт на упаковке;
- наличие на корпусе наклеек с голограммами;
- корпус подделки короче оригинального датчика;
- на оригинале нет люфта запорной иглы;
- игла не должна вращаться;
- у подделки пружина более светлая и имеет более частые витки;
- уплотнительное кольцо у оригинального изделия имеет ярко выраженный цвет и более толстое, чем у поддельного.
https://youtube.com/watch?v=4Ln1XJet2E8
Популярные способы проверки датчика холостого хода
Есть три варианта произвести диагностику контроллера, перед тем как выполнять его ремонт или менять:
- проверить питание устройства;
- выполнить диагностику его механической составляющей;
- произвести проверку параметра сопротивления.
Проверяем наличие питания на датчике
Чтобы проверить питание датчика холостого хода ВАЗ 2110, потребуется тестер. Желательно использовать мультиметр, он позволит произвести проверку как напряжения, так и величины сопротивления.
Алгоритм действий
Инструкция по диагностике наличия питания на устройстве:
- Автомобиль ставится на ручной тормоз, в салоне поднимается его рычаг.
- Выполняется поиск регулятора, расположенного в моторном отсеке.
- От устройства отключается разъем с проводами, подведенный к нему. Если требуется, выполняется демонтаж болтов, фиксирующих контроллер к корпусу дроссельного узла.
- Берется тестер. Отрицательный вывод аккумулятор соединяется с кузовом автомобиля, то есть заземлением. Контакты тестера надо подключить к выводам А и D на датчике. Если для проверки используется мультиметр, его нужно заранее переключить в режим вольтметра.
- Выполняется диагностика зажигания и считываются показания тестера.
- Если на дисплее вольтметра либо мультиметра появилось значение, соответствующее 12 вольтам, то проблема заключается в разряде АКБ. Для восстановления нормальной работы ДВС требуется подзарядка устройства. Время, в течение которого батарея будет заряжаться, зависит от разряда. При отсутствии данных на экране тестера производится детальная проверка электроцепи подключения устройства либо микропроцессорного модуля ДВС. Если диагностика показала 12 вольт или больше, то требуется диагностика параметра сопротивления.
Подробно о процессе диагностики наличия питания на контроллере рассказал Rinat Izmailov.
Проверка работы механической части датчика
При выполнении проверки целесообразно произвести диагностику механической составляющей устройства. Неисправность можно определить визуально, для этого не потребуется тестер.
Алгоритм действий
Руководство по диагностике:
- От контроллера выкручиваются болты, фиксирующего его к корпусу силового агрегата.
- Выполняется снятие устройства из посадочного места.
- Место подключения регулятора к штекеру очищается от следов загрязнений и ржавчины. Для большего удобства можно демонтировать крепления дроссельного механизма и отодвинуть его вбок.
- Производится визуальная диагностика регулятора на предмет наличия механических дефектов и следов грязи. Лопнувшие пружинные элементы, а также трещины на корпусе устройства говорят о неисправности датчика. Пружинку можно заменить, чтобы не менять устройство, но трещины обычно не «лечатся». Надо убедиться в отсутствии загрязнений на штоке и конусе иглы — здесь могут быть следы сажи и окалины. Проблема решается путем очистки устройства.
- Затем выполняется следующий вариант диагностики устройства. Регулятор извлекается, подключается разъем с проводами. Надо нажать пальцем на иглу и проследить, как она себя ведет. При отключении зажигания игла должна немного вытолкнуться. В случае отсутствия толчка проблему можно попробовать решить методом очистки устройства.
- При выполнении механической диагностики надо произвести замер расстояния между корпусом регулятора и коническим клапаном. В идеале он должен составить 2,4 см.
Измерение сопротивления цепи
Диагностика параметра сопротивления производится, если проверка питания показала наличие 12-вольтного напряжения на выводах. Для контроля потребуется тестер.
Алгоритм действий
Руководство по проверке:
- Выполняется подключение щупов тестера к выводам контроллера попарно. Сначала надо соединиться с контактами A и B, а затем с C и D.
- На экране тестера должно появиться определенное значение. Если устройство рабочее, то параметр сопротивления составит 50-80 Ом.
- Затем выполняется диагностика контактов A и C, а также B и D. Проверка покажет параметр сопротивления, стремящийся к бесконечности. Если диагностика показала другие значения, устройство подлежит замене. Наличие сопротивления на этих контактах говорит о замыкании обмоток. Устройство ремонту не подлежит, требуется его замена.
Игорем Беловым приведены несколько вариантов диагностики регуляторных устройств холостого хода.
Как работает регулятор?
В обиходе РХХ зачастую называют датчиком, хотя в действительности он таковым не является. Элемент представляет собой шаговый двигатель, заключенный внутри неразборного корпуса. Наружу выступает только подпружиненный шток с конусовидным наконечником. По команде ЭБУ двигатель выдвигает либо втягивает шток на определенное расстояние.
Датчик холостого хода находится в блоке дроссельной заслонки, рабочий конус выдвинут в обводной канал малого сечения. Поскольку запуск мотора и работа на холостых оборотах производится без нажатия педали акселератора, упомянутый канал обеспечивает подачу воздуха в цилиндры при закрытом дросселе. Задача РХХ – регулировать величину воздушного потока, перекрывая конусом часть проходного сечения.
Для лучшего понимания вопроса стоит представить принцип работы датчика холостого хода в виде алгоритма:
- После включения водителем зажигания контроллер приводит в действие двигатель регулятора, заставляя открыть воздушный канал холостого хода. Величину открытия ЭБУ вычисляет по датчику температуры – если двигатель холодный, шток отодвинется сильнее.
- В момент запуска форсунки подают обогащенную смесь в цилиндры. Затем количество топлива уменьшается, чтобы мотор не «задохнулся» и не заглох. Число оборотов отслеживается блоком управления с помощью датчика положения коленчатого вала.
- Объем поступающего через РХХ воздуха учитывается датчиком ДМРВ, стоящим на входном патрубке, при этом поддерживаются повышенные обороты коленвала (1200–1500 об/мин).
- По температурному датчику блок управления «видит», что двигатель прогревается и постепенно уменьшает холостые обороты, отдавая команду РХХ прикрыть сечение обводного канала. Когда температура достигает приемлемой величины (60 °С и более), регулятор поддерживает обороты на уровне 850 об/мин.
Регулировка холостого хода
Возможно такое, что после замены регулятора холостые обороты работают нестабильно. Это может быть связано с тем, что холостой ход сбился и требуется его дополнительная регулировка. Перед выполнением регулировки надо убедиться в следующем:
- АКБ полностью заряжен;
- смазочная жидкость и хладагент присутствуют в моторе в полном объеме, при необходимости выполняется их добавление;
- на силовом агрегате подключены все вакуумные патрубки и магистрали;
- обеспечена полноценная герметичность системы всасывания воздушного потока;
- в цилиндрах силового агрегата хорошая компрессия, проблемных элементов нет;
- система возврата отработанных газов функционирует правильно;
- заслонка дроссельного узла открывается и запирается без проблем;
- вентилирующее устройство охладительной системы мотора не запущено.
Алгоритм действий
Перед выполнением задачи надо отключить все электрооборудование, потребляющее электричество (печка, оптические приборы, система обогрева стекол):
- Колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Заводится силовой агрегат, поднимается рычаг стояночного тормоза. Мотор прогревается до момента, пока стрелка термометра не поднимется до среднего положения. При выполнении регулировки холостого хода должна сохраняться рабочая температура ДВС, если будут совершаться паузы, то требуется дополнительный прогрев. Силовой агрегат должен функционировать при оборотах не более 1 тысячи в минуту.
- При отсутствии тахометра (на карбюраторных ДВС) выполняется подключение устройства. Для монтажа используется руководство по использованию датчика. При подключении ДВС надо деактивировать.
- Силовой агрегат заводится еще раз. В моторном отсеке со стороны смотрового окна карбюраторного устройства надо убедиться, что уровень горючего располагается посредине, на линии. Затем обороты ДВС нужно увеличить до 2-3 тысяч в минуту. В таком режиме он должен проработать несколько минут. После этого надо дать мотору поработать на холостых оборотах около минуты.
- С тахометра считываются обороты холостого хода. Силовому агрегату нужно поработать примерно при 750 оборотах в минуту. Допускается отклонение в 50 об/мин в большую или меньшую сторону. Если количество холостых оборотов не соответствует, то выполняется вращение винта, пока полученные данные не будут соответствовать норме. Если регулировка холостого хода не происходит, хотя все перечисленные выше системы рабочие, возможно, надо ремонтировать карбюратор.
- Если автомобиль не оборудован катализаторным устройством, то процедура регулировки холостых оборотов производится аналогично. Только для выполнения этой задачи используется отвертка, она устанавливается в засечки регулировочного болта.
Способы диагностики датчика
Простейший способ проверить датчик холостого хода на работоспособность – завести мотор и снять с колодки разъем подключения питания. Когда элемент исправен, обороты резко упадут и двигатель остановится – при отключенном электропитании пружина вытолкнет конус вперед и сечение обводного канала полностью закроется. Если работа мотора осталась прежней или изменилась незначительно, переходите к другим способам проверки.
Следующий этап диагностики – измерение напряжения питания, выполняемый в таком порядке:
- Отсоедините разъем РХХ и включите зажигание.
- С помощью вольтметра измерьте напряжение на соответствующих контактах снятого разъема (в автомобилях ВАЗ это клеммы с обозначениями A и D).
- Если напряжение отсутствует либо не достигает 12 вольт, нужно искать проблему в электропроводке. В противном случае переходите к диагностике самого регулятора.
В автомобилях ВАЗ можно проверить работоспособность шагового электромотора без снятия с машины. С помощью мультиметра замерьте сопротивление между следующими парами контактов: A – B, C – D (оно должно составлять 53 Ом). Затем измерьте другие пары – A – C, B – D, на исправном регуляторе прибор покажет бесконечность.
Дальнейшая проверка датчика холостого хода производится так:
- Отключите колодку электропитания, открутите винты крепления и вытащите элемент из блока дроссельной заслонки.
- Чтобы исключить загрязнение штока, почистите конус и пружину щеткой с мягким ворсом, используя керосин, солярку, а лучше – жидкость для промывки карбюраторов. Не применяйте ацетон и растворители типа 646 – они разрушают пластик.
- Продуйте очищенную деталь и подключите разъем.
- Приложив палец к штоку, попросите помощника включить зажигание. Конус работоспособного регулятора должен ощутимо сдвинуться. Если ничего не произошло, смело меняйте датчик.
Для установки нового регулятора обязательно снимите «минусовую» клемму аккумуляторной батареи. После сборки и подключения производится калибровка РХХ контроллером – нужно включить зажигание и обождать 15 секунд. Если аккумулятор не отключать, ЭБУ пропустит этап калибровки, отчего двигатель может работать нестабильно.
- avtozam.com
- olade.ru
- autochainik.ru
Как отличить контрафактный рхх от оригинала?
Не следует покупать регулятор у «первого встречного»
Покупайте в официальных салонах ВАЗ, в специализированных магазинах, где вам предложат гарантию и товарный чек.
Обращайте пристальное внимание на внешний вид изделия и заводскую упаковку.
Отсутствие последней – 100% контрафакт.
Рассмотрите корпус изделия, на нем не должно быть признаков «топорности», заклепки на поверхности должны иметь шляпки, пружина оригинала всегда черного цвета и имеет меньше витков, чем на подделке.
Корпус поддельного изделия чаще всего короче оригинала на 1 — 1,5 мм.
Обращайте внимание на мелочи, и вы с большой долей вероятности приобретете оригинальный и качественный регулятор.
Общие сведения
Регулятор холостого хода позволяет изменить подачу воздуха в топливную рампу. По сути, это шаговый электродвигатель, который управляется специальным микропроцессорным электронным блоком
Обратите внимание на то, что неправильно называть это устройство «датчиком». Это электродвигатель, а следовательно, он выполняет функции исполнительного устройства
С помощью него происходит регулировка работы двигателя внутреннего сгорания на холостых оборотах. Стоит заметить, что выявить поломку регулятора довольно сложно. Это можно сделать только в том случае, если у вас имеется диагностическое оборудование. Можно использовать и метод исключения. Для этого необходимо установить заведомо исправный регулятор. Конечно же, стоимость такой диагностики очень высока. Также стоит обратить внимание на то, что система самодиагностики не выявляет сбой при функционировании РХХ. Следовательно, контрольная лампочка «Check Engine» не будет загораться при поломке регулятора. И поможет только замена регулятора холостого хода.