Пожалуй, даже ребенок знает, что такое колесо и в чем его предназначение. Но способность вращаться и передвигать автомобиль относительно земной поверхности — это еще далеко не все, о чем стоит знать водителю собственного железного коня. В этой статье мы выясним, каковы характеристики колеса легкового автомобиля, как они связаны между собой, и какое устройство имеет этот незаменимый элемент любого современного транспорта.
Метрические показатели
Владельцы автомобилей редко задумываются о том, какими параметрами обладает колесо и каково его устройство. Все, что необходимо знать водителю, — это параметры покрышек, которые подойдут к конкретному кованому или литому диску. Тем не менее различные площади и размеры изделия, которые строго связаны между собой, играют исключительную роль в ездовых качествах автомобиля и его управляемости.
Одна из важнейших характеристик — это площадь поверхности, которой покрышка контактирует с землей. Не секрет, что шины и диски могут иметь различную ширину, это дает возможность некоторым образом варьировать данный параметр при покупке шин для своего железного коня.
Оказывается, между площадью и управляемостью легковой машины существует строго определенная связь. Считается, что чем больше поверхность соприкосновения, тем устойчивее становится машина и тем меньше риск отправиться в неуправляемый занос.
Такое положение дел подтолкнуло производителей делать колеса новых машин как можно более широкими и обладающими значительной площадью, что, с одной стороны, отрицательно сказывается на расходе топлива, а с другой, делает машину более проходимой и управляемой даже на высокой скорости.
Расстояние между колесами также играет значительную роль в поведении легкового авто на дороге. Считается, что расстояние между концами оси, будь то машина с задним, передним или полным приводом, должно быть соразмерно с шириной кузова машины. Если между ступицами останется мало места, машина может оказаться слишком валкой. Это приведет к потере устойчивости и риску оказаться в кювете.
Если же между дисками будет слишком «просторно», то маневренность машины оставит желать лучшего, а владельцу, который обитает в мегаполисе с плотными парковками, можно будет только посочувствовать.
По определению, приводом называется система, соединяющая колесо с подвижными элементами двигателя, которые и приводят его во вращение.
В зависимости от модели, комплектации и исполнения, привод может быть передним, задним или же полным. В последнем случае привод может оказаться как полным на постоянной основе, так и подключаемым.
Тип и устройство привода оказывают достаточно сильное влияние на нагрузку ведущей оси. Как показывает практика, ведущая ось подвергается усиленным нагрузкам, благодаря постоянному воздействию со стороны двигателя. В этой же связи на переднем и заднем приводе быстрее изнашиваются покрышки, которые устанавливаются именно с ведущей стороны. Поэтому производители шин рекомендуют периодически менять покрышки местами, чтобы обеспечить их более высокий ресурс и надежность. Впрочем, машин, оснащенных устройствами постоянного полного привода, эта рекомендация не касается.
Основные составляющие
Колесо автомобиля состоит из большого числа различных частей и составляющих. Каждая из таких составляющих имеет собственное название, определение и широко котируется специалистами, которые занимаются разработкой шин, дисков и различных комплектующих тормозной системы и подвески машины.
Основная составляющая колеса, вне зависимости от марки и модели автомобиля, а также типа привода — это диск. Диск представляет собой металлическую часть круглой формы, которая является основой для установки покрышки и в то же время выполняет функции крепления конструкции к ступице.
Диски могут иметь различный тип, размер, устройство и материал изготовления. Особенно важен материал, поскольку именно от его свойств будет зависеть, насколько долго сможет прослужить диск, и насколько устойчив он будет при проезде значительных дефектов дорожного полотна.
Одними из самых недорогих дисков являются диски штампованные: они изготавливаются из обыкновенной стали и проштамповываются на специальном прессовочном устройстве. Такие диски не отличаются привлекательным внешним видом, зато их надежности и долговечности можно только позавидовать. Именно благодаря надежности, владельцы автомобилей с полным приводом отдают предпочтение «штамповкам», поскольку они не боятся преодоления бродов и бездорожья.
Еще одна важнейшая составляющая колеса — это покрышка. Покрышка — это именно тот элемент, который контактирует непосредственно с поверхностью дороги и, таким образом, перенимает на себя львиную долю возлагаемых нагрузок. Шина может иметь различную ширину, высоту, радиус и устройство. От этих данных зависит то, какими параметрами должен обладать приобретенный диск.
Кроме того, шины имеют большое количество предназначений и разновидностей. Так, шоссейные шины предназначаются для достижения высокой устойчивости автомобиля на асфальте и при поездках на высокой скорости. Внедорожные покрышки, напротив, плохо себя ведут на высоких скоростях, зато при поездках по пересеченной местности не дадут увязнуть или забуксовать.
Подводя итоги
Вопреки многочисленным заблуждениям, колесо автомобиля имеет достаточно сложное строение и спроектировано таким образом, чтобы обеспечить минимальный износ механизмов и максимально возможный их ресурс. Если прислушиваться к рекомендациям производителя, то удастся достигнуть желаемого эффекта и освободить себя от нежелательных затрат в будущем.