Круиз контроль – это относительно старая система, позволяющая автоматически поддерживать скорость, которую установил водитель. Круиз контроль нужен в долгих поездках на автотрассах или автомагистралях. Благодаря данному устройству водитель в пути может позволить себе небольшой отдых, т.е. продолжить движение, не нажимая педалей какое-то время, при этом еще и снизив расход топлива из-за равномерной работы двигателя авто.
Управление конструкцией
Система круиз контроля способна работать с КПП как на автомате, так и на механике.
Процедура подачи воздуха в камеру сгорания происходит не нажатием на педаль, а с помощью пневматического привода, за счет чего система экономит некоторое количество топлива. Управляется переключателями (стандартный механизм снабжен 5-ю кнопками), располагающимися обычно на поверхности руля или возле него. Среди них:
- переключатель запуска и отключения механизма «On\Off»;
- переключатель фиксации и увеличения скоростного темпа «Set\Accel» (после разгона до нужной скорости первое нажатие фиксирует данный показатель, а последующие – увеличивают его на 1-1,5 км);
- переключатель возврата к обозначенной скорости «Resume» (в случае необходимости быстро разогнаться или затормозить, путем нажатия педалей, установленный режим контроля утрачивается, расход горючего так же меняется. А данная кнопка позволяет вернуться в тот режим движения, который был до разгона или торможения);
- переключатель изменения скоростного значения в сторону убывания «Coast» (каждое нажатие снижает скоростной показатель на 1-1.5 км);
- переключатель выхода из программы «Cancel».
Активация круиза доступна при скорости не меньше 40 км/ч.
Если подробнее говорить о том, как работает круиз контроль, то стоит упомянуть все малейшие детали.
- Нажав переключатель «ON/OFF», на панели приборов проявляется белый указатель.
- Затем, ускорив ход автомобиля до требуемой скорости и кратко переместив переключатель в позицию SET (S), на панели приборов указатель круиза становится зеленым. Таким образом, режим активирован. Расход топлива уменьшается.
- Отключение системы происходит при помощи педалей тормоза или газа, к которым подключены специальные приводы от блока управления или переводом положения ручки КПП в нейтральное положение.
Пассивный тип контроля скоростного режима
Пассивный круиз контроль (РСС) в процессе езды придерживается назначенной водителем скорости. Использовать пассивный тип удобнее в продолжительных поездках, при которых большую часть пути скорость и мощность двигателя остаются неизменными, что экономит топливо.
Выключение контроля производится автоматом, после нажатия на педали газа или тормоза, т.е. изменение скорости водителем, а не компьютером.
Конструкция содержит пневматический привод, который регулирует поступление воздуха в камеру сгорания через дроссельный клапан, благодаря чему уходит необходимость задействовать педаль газа.
По окончанию воздействия водителем на педали, в процесс снова вступает компьютер, и круиз контроль возвращается к назначенной ранее скорости, в связи с чем расход топлива уменьшается.
Активный тип контроля скоростного режима
Усовершенствованной версией представлен адаптивный круиз контроль (АСС). В его механизм так же входит пневматический привод, управляющий потоком воздуха через дроссельный клапан в камеру сгорания. Такое устройство, как активный круиз контроль, помимо поддерживания зафиксированной скорости, обладает способностью рассчитывать безопасное расстояние от впереди идущего транспортного средства, а также увеличивать или уменьшать скорость движения в зависимости от ситуации на дороге.
Благодаря датчику в виде радара или лазера (лидара), расположенному на решетке радиатора или на переднем бампере, круиз контроль анализирует скоростные изменения машины впереди себя, после чего производит необходимую операцию. А именно, когда передний авто притормаживает, адаптивное устройство также начинает приостанавливать машину, до момента достижения нужного промежутка между автомобилями. А когда датчик не находит препятствий впереди себя, система вновь набирает ранее назначенный скоростной темп.
В процессе разгона расход горючего немного увеличится, а в период ровной езды снова стабилизируется и станет меньше.
Функционирование адаптивного устройства опирается на 100 процентную работоспособность антибуксировочной системы (ABS) и системы стабилизации авто (ESP). Выход из строя хотя бы одной и систем полностью исключает возможность включения и функционирования адаптивного механизма.
Что касается датчиков, определяющих расстояние до переднего препятствия – радар считается более эффективным, нежели лазерный луч. Поскольку лазер имеет погрешность в условиях тумана или, например, если поверхность переднего авто очень грязная. В то время как у радара такой погрешности нет, хоть и стоит значительно дороже, зато он четко определяет препятствие, несмотря на погодные или иные условия.
Кроме вышеописанных преимуществ существуют более интеллектуальные виды адаптивных систем, способных производить как экстренное торможение, так и уклоняющие маневры. Что значительно увеличивает сохранность автомобиля и безопасность людей, находящихся в нем. Этот тип контроля также имеет пневматический привод, посредством работы которого происходит поступление воздуха в камеру сгорания машины без необходимости нажатия на педаль газа (следовательно, система экономит топливо).
Динамический тип контроля скоростного режима
Еще одной разновидностью контроля скоростного режима представлен динамический круиз контроль, который значительно экономит ресурсы двигателя.
Принцип его работы схож с пассивным механизмом. И расход топлива так же будет меньше. Однако есть некоторые отличия.
Особенности динамической системы заключается в том, что она:
- притормаживает во время подъема в горку, что оберегает двигатель от излишних нагрузок;
- при возникновении какой-либо поломки в моторе, самостоятельно начнет замедление движения авто;
- обладает ограничителем скорости, притормаживающим при вхождении в повороты, а после прохождения поворота восстанавливающим предыдущую скорость.
Функции замера безопасного расстояния у данного типа конструкции нет. А вот пневматический привод – присутствует, как и у других видов.
Заключение
Очевидно, что универсальный круиз контроль станет лучшим спутником во время дальнего путешествия. Такое устройство повышает степень комфорта управлением авто, помогает снять напряжение в процессе вождения, избежать превышений скоростных ограничений, и, что немаловажно, экономит бензин посредством оптимального темпа езды и работы мотора.