Каждый водитель знает о том, что в его автомобиле есть остановочная система, что она состоит из нескольких агрегатов, каждый из которых отвечает за определенные действия. Одной из главных частей в этой системе является тормозной диск. Именно его зажимает суппорт, и колесо автомобиля начинает останавливаться. Тормозные диски вращаются вместе с колесами машины, и когда начинает замедляется тормозной диск, замедляется и колесо.
История
Мало кто знает, но первые тормозные диски были установлены еще на конные повозки. Раньше в роли колодок были деревянные башмаки, которые прижимали тормозной диск посредством специальных рычагов, и повозка останавливалась. С тех пор прошло много времени, и тормозные диски начали модернизировать и улучшать.
Несмотря на это, барабанные тормоза появились гораздо позже, но начали пользоваться большей популярностью. Дело в том, что в то время двигатели не были настолько мощными, и их вполне хватало для обеспечения нужных тормозных усилий. Но после того, как начали появляться более быстрые и мощные автомобили, дисковые тормоза снова начали набирать популярность.
Состав
Как уже было сказано, в дисковую систему для остановки автомобиля входит несколько агрегатов. Среди них нет какого-то главного устройства, все они очень важны.
Первыми в этом списке будут составные тормозные диски, они считаются самоочищающимися, потому что колодки не дают забиваться грязи. Во время работы тормозные диски нагреваются до высоких температур, именно для этого в них предусмотрены вентиляционные отверстия. Стоит учесть, что срок службы тормозных дисков напрямую зависит от того, как и где эксплуатируется автомобиль.
Вторым немаловажным агрегатом считается суппорт. Именно он отвечает за то, чтобы создать давление на ротор и остановить автомобиль.
Существует два вида суппортов. Первый – это фиксированный, и второй – плавающий. Второй тип наиболее распространен в современном автомобилестроении.
Тормозные цилиндры тоже считаются важной частью этой системы. Внутри этого цилиндра установлен специальный поршень, который приводится в движение с помощью давления жидкости, которое создается в трубопроводе, после того как была нажата педаль. Эти поршни и зажимают колодки для того, чтобы они прижимали тормозные диски.
Колодки, именно они производят саму остановку автомобиля. Этот элемент механизма считается одним из самых часто заменяемых частей этой системы. Дело в том, что из-за силы трения они нагреваются и истираются, что и приводит их в негодность за короткие сроки.
Характеристика тормозных систем
Несмотря на то, что барабанные и дисковые остановочные механизмы устроены по-разному, у них все же есть общие черты. Во-первых, у них есть трубопровод, по которым течет жидкость. Трубопровод должен быть полностью герметичен, чтобы создавать давление во всей системе.
Давление очень важно для того, чтобы автомобиль начал останавливаться. Если его не будет в системе, то педаль тормоза будет проваливаться, а автомобиль не будет останавливаться.
Чтобы все агрегаты системы работали правильно, за ними нужно следить. Первое, на что нужно обращать внимание при проверке, это состояние диска, а именно его толщина. Каждый диск имеет свою определенную допустимую толщину, она указана на торце диска в виде маркировки. Найдя эту маркировку на торце, можно узнать, какая минимальная толщина тормозного диска допустима для эксплуатации, и толщину диска в момент покупки. Каждый производитель рассчитывает толщину диска из определенных параметров, которые можно узнать по маркировке на коробке, в которой был он приобретен. В этой же маркировке можно узнать, для каких условий предназначено это устройство.
Второе, на что нужно обратить внимание, так это на колодки. Именно они останавливают задние и передние колеса, при этом нагреваются и изнашиваются. По маркировке на корпусе колодки, тоже можно догадаться, какие размеры должны быть соблюдены для правильной работы. В этой же маркировке сказаны все условия, в которых это устройство может эксплуатироваться.
Чаще всего на автомобили среднего класса устанавливают передние дисковые тормоза, а на задние – барабанные. Поэтому в магазинах наибольшей популярностью пользуются передние тормозные диски. Задние тормозные диски спрашивают гораздо реже.
Замена
Если подошел срок замены, то можно поступить по-разному. В первом случае можно просто отогнать автомобиль на станцию технического обслуживания, и там мастера сами все заменят. Но если существует интерес к устройству автомобиля, то можно произвести замену самостоятельно.
Чтобы заменить передние тормозные диски, потребуется их лишь купить и заменить в гараже. Для того, чтобы все правильно сделать, можно найти схему сборки и разборки этого агрегата в Интернете либо в книге по эксплуатации автомобиля.
С задними тормозными дисками ситуация может быть сложнее. Диск тормозной задний нужно будет сначала найти в магазинах. Дело в том, что диск тормозной задний не такой ходовой товар, поэтому не в каждом автомобильном магазине он есть.
Купив диск тормозной задний, можно приступать к его замене. Для этого тоже потребуется найти схему. Если действовать не по схеме, то можно повредить что-то. Найдя схему, нужно приступать к процессу. Следует обратить внимание на то, что делать все нужно в один день, иначе потом можно просто не собрать все обратно, потеряв некоторые части или болты. После того, как будет заменен диск тормозной задний, нужно залить новую жидкость в систему и прокачать ее.
Модернизация
Многие владельцы автомобилей нередко приходят к такому, что на автомобиле установлена недостаточно хорошая остановочная система, и начинают ее улучшать. На смену штатной остановочной системе приходят составные или керамические тормозные диски. Дело в том, что керамика обладает большей прочностью и легче переносит температуры, из-за чего реже изнашивается и лучше останавливает машину.
Составные тормоза раньше вообще устанавливались только на спортивные машины. Это устройство стало популярным в гоночной сфере, потому что разработчики пришли к тому, что тормозящая поверхность должна быть обязательно из чугуна. В итоге было сделано устройство, которое обладало тонкой чугунной поверхностью для того, чтобы колодки соприкасались с ним, к которой крепилось крепление из легких сплавов. Дело в том, что чугун обладает высокой массой, т.к. в нем содержится много углерода. Поэтому было придумано это устройство, обладающее небольшой массой и в то же время большим коэффициентом полезного действия.
Резюме
Несмотря на то, что водитель знает об оснастке автомобиля тормозной системой, не каждый знает о том, что за ней нужно правильно и вовремя ухаживать. Для того, чтобы автомобиль тормозил правильно и в нужный момент, на нем должна быть установлена рабочая система для остановки машины. Поддерживать работоспособность этой системы можно, лишь уделяя ей должное внимание.
Вовремя следует менять жидкость в трубопроводе системы, сроки, когда ее нужно заменить, написаны в маркировке на таре. Поэтому опытные владельцы машин не выкидывают бутылки и канистры, в которых были различные жидкости, а хранят их в гаражах или возят с собой в багажнике. Помимо этого, нужно следить за состоянием агрегатов и вовремя менять их. Если эта процедура производится впервые, то нужно выполнять ее по схеме, которую можно найти на просторах Интернета, или в книге по эксплуатации автомобиля.