Система охлаждения является одной из самых важных при эксплуатации двигателя. Нарушения ее работы приведут к тому, что двигатель либо не прогреется до рабочей температуры, либо, наоборот, перегреется. Недостаточный прогрев, конечно, нежелателен для двигателя, однако, в отличие от перегрева, при нем в зимний период времени будет прохладно в салоне. При перегреве двигателя может произойти заклинивание поршня в цилиндре. Сбой в работе системы охлаждения может быть связан с любым составляющим ее устройством, однако чаще всего проблемы автолюбителей возникают из-за протекшего радиатора охлаждения. Из-за прохудившегося радиатора происходит вытекание антифриза и, как следствие, перегрев мотора.
Состав СОД и принцип работы
Система охлаждения отвечает за своевременный отвод тепла от нагретых частей с помощью жидкости.
Она состоит из:
- Радиатора основного.
- Радиатора печки.
- Привода с вентилятором.
- Расширительного бачка.
- Водяной помпы.
- Термостата.
- Датчиков ТОЖ.
Работа системы охлаждения обеспечивается блоком управления. Блок управления двигателем, в свою очередь, получая данные от датчиков системы, либо включает, либо выключает тот или иной элемент. Циркуляция жидкости происходит благодаря водяному насосу. В зависимости от изменения температуры жидкости, циркуляция выполняется либо по маленькому кругу, либо по большому. При включении движка циркуляция тосола осуществляется по маленькому кругу, то есть без участия радиатора.
При последующей работе двигателя постепенно происходит прогрев жидкости, в результате чего постоянное движение по малому кругу может привести к перегреву. Чтобы этого не случилось, жидкость должна осуществлять движение по большому кругу. Регулировка движения тосола или антифриза по кругам производится термостатом. Рабочая температура жидкости колеблется в пределах 98–103 градусов.
Первым признаком нарушения стабильной работы в системе охлаждения является повышение температуры охлаждающей жидкости. Как правило, в такой ситуации сначала проверяется уровень жидкости в системе. Если наблюдается падение ее уровня, необходимо осмотреть патрубки и места соединения, радиатор охлаждения и печки на потеки. Как правило, течь обнаруживается на патрубках и местах соединения чаще всего.
При отсутствии снижения уровня тосола проблема перегрева двигателя может скрываться в неисправном вентиляторе или датчике охлаждающей жидкости, который отвечает за включение и отключение вентилятора. Помимо этого, рост температуры жидкости и последующий перегрев мотора могут быть обусловлены неисправностью термостата, который перестал открываться на большой круг. В таком случае потребуется его замена.
Ремонт вентилятора
Вентилятор является устройством, с помощью которого тепло от радиатора и двигателя выводится в атмосферу. Привод его может быть механическим или электрическим. В первом случае за включение или отключение отвечает ременная передача, во втором – блок управления и датчики.
Если было обнаружено, что вентилятор не срабатывает при повышении температуры, то понадобится ремонт. Ремонт устройства можно провести своими руками. Изначально нужно проверить, из-за чего узел перестал срабатывать. Неисправность устройства начинают проверять с работоспособности датчика, отвечающего за своевременное включение вентилятора. Для проверки достаточно извлечь штекер из датчика и замкнуть тонким куском проволоки. В данном случае при исправности привода вентилятор должен заработать, и решением проблемы станет замена датчика, в противном случае проверка укажет на необходимость ремонта или полную замену привода.
Помимо проверки датчиков следует внимательно отнестись к проверке предохранителей в монтажном блоке. Иногда причиной того, что вентилятор не включается, является поломка токоведущего кабеля или окисление клеммы проводов приводов. Проверить работоспособность узла можно с использованием дополнительных проводов, стоит накинуть их напрямую на привод и проверить исправность вентилятора.
Если вентилятор все равно не срабатывает, то ремонт своими руками на этом не закончен, необходимо провести демонтаж и осмотр устройства. Иногда причиной поломки является износ щеток привода, замена или простая очистка которых продлит работоспособность узла. Если же ремонт щеток не помог, то придется установить новый привод.
Демонтировать вентилятор можно только после отключения минусовой клеммы АКБ.
Замена вентилятора своими руками проста, но при установке устройства на свое место поток воздуха, исходящий от него, должен быть направлен от радиатора к мотору, но никак не в другую сторону. Если он дует в сторону радиатора, необходимо произвести смену положения клемм.
Ремонт радиатора системы охлаждения
Если утечка тосола происходит из радиатора, то понадобится провести его капитальный ремонт. В иных случаях необходимо провести чистку узла, когда забиты соты. Ремонт радиатора можно выполнить самостоятельно наружным или внутренним методом. Изначально следует найти место, откуда вытекает жидкость.
Самый удобный ремонт заключается в пайке мест протекания жидкости. Изначально, чтобы запаять дыру, нужно демонтировать радиатор с подкапотного пространства.
Снимать его следует аккуратно, чтобы не нанести дополнительных механических повреждений, предварительно слив антифриз с системы охлаждения.
Для пайки радиатора понадобится припой, флюс и паяльное устройство. Предварительно место пайки очищается от грязи, затем высушивается. Как только место течи просохло, необходимо нанести флюс или кислоту паяльную. Место пайки хорошенько прогревают до высоких температур с помощью мощного паяльника. Если под рукой нет такого паяльника, на помощь придет газовая переносная горелка. После того, как была нанесена кислота, следует на место пайки нанести олово, равномерно распределив по всей поверхности. Если опыт работы с паяльником у автовладельца отсутствует, мастера советуют на место течи нанести больше олова. После ремонта своими руками в радиатор рекомендуется залить новый тосол.
Если же повреждение застало врасплох в пути водителя без необходимого материала, следует воспользоваться специальным составом для экстренных случаев. Отлично подходит для этого холодная сварка. Если под рукой не окажется и холодной сварки, то течь можно остановить, сильно зажав дыру плоскогубцами.
Внутренний метод ремонта подразумевает использование специальных добавок на химической основе. Они отлично залатывают образовавшиеся дыры маленьких размеров. При внутреннем ремонте также устраняются незаметные микротрещины или трещины в труднодоступных местах. Использование химических добавок позволяет не только устранить течи в радиаторе и системе охлаждения, но и прочистить каналы радиатора, уберегая тем самым от засоров и дальнейшего перегрева двигателя. Как правило, используются такие препараты одинаково: нужно засыпать или залить смесь в радиатор и оставить включенным мотор на холостом ходу на четверть часа. Плюсом ремонта с помощью добавок является отсутствие необходимости демонтажа радиатора.
Заключение
Таким образом, ремонт системы охлаждения не такое сложное занятие, которое потребует срочного вмешательства специалистов мастерской. Каждому автолюбителю под силу своими руками отремонтировать ту или иную деталь или же произвести замену неисправного устройства на новое. Стоит помнить, что ремонт системы охлаждения двигателя начинать нужно только в том случае, когда проведена диагностика.