Ступичный подшипник является неотъемлемой частью поворотных цапф с момента изобретения управляемых повозок. В Рено Меган – переднеприводном автомобиле – все четыре колеса удерживаются на шкворнях подшипниками. В рабочем состоянии вращающиеся механизмы обеспечивают автомобилю точное направление движения без рыскания, бесшумность работы и плавность хода.
Симптоматика
Износ и разболтанность ступичных соединений Рено Меган проявляет себя, в первую очередь, посторонними шумами, явно прослушиваемыми во время движения. Их интенсивность и характер зависят от ряда причин:
- задний подшипник издает шелест, который не связан с направлением движения; кроме того, при поездке на высокой скорости гул слышен во всем салоне.
- передняя подвеска издает неровный низкий звук, тембр которого поначалу зависит от степени загруженности автомобиля и положения руля. При повороте в сторону дефектного узла гул может пропадать, если маневр совершается в противоположную сторону, шум возрастает. Температура колеса после поездки – еще один симптом, который может указать на место неисправности.
Опытные водители считают, что если появился шум в одной из ступиц, необходимо готовиться к ремонту всех четырех. Ресурс подвески Рено рассчитан на 100 тысяч километров: каждый подшипник находится в равных условиях, изнашиваются все одинаково. Способствовать преждевременному выходу из строя какого-то узла могут конкретные действия водителя, например:
- незадолго до поломки проводились работы на подвеске, в результате которых были нарушены моменты подтяжки или нормы закладки смазочных материалов;
- машина во время движения попадала в глубокую выбоину;
- были нарушены уплотнения колесных механизмов.
Более точную проверку работоспособности деталей подвески Меган выполняют в гараже на поднятом авто. Неработающий передний подшипник проявит себя шелестом при больших оборотах вращения. Чтобы выявить дефект, машину закрепляют, шасси поднимают над поверхностью, заводят двигатель, включают высшую передачу и слушают: какое из колес шумит громче при 3-4 тысячах оборотов в минуту.
Порядок выполнения работ
Подшипник передний. Замена детали непосредственно на автомобиле Рено осуществляют следующим образом:
- Надевают на ступицу съемник, его стакан крепят болтами, вворачивая их в колесные отверстия. После чего, вращая осевую опорную штангу, выдвигают вал из проушины поворотного кулака: ударную струбцину навинчивают на ступицу, сдергивают узел.
- Теперь отворачивают поворотный кулак набок, отжимают стопорную пружинную шайбу, вынимают обоймы и навешивают винтовой съемник выдавливают наружное кольцо.
- Далее очищают поверхность посадочного вала и полируют в случае необходимости. Смазывают и наживляют подшипник в отверстие поворотного кулака в направление от подвески. Напрессовывают подшипник в кулак: диаметр оправки соответствует диаметру наружного кольца.
- Потом устанавливают внутреннюю стопорную шайбу и запрессовывают вал в посадочное отверстие поворотного кулака: диаметр оправки равен диаметру меньшего кольца.
- Вставляют шрус, затягивают гайку с моментом 220 н*М и навешивают суппорт.
Если номенклатура ручных съемников, находящихся в распоряжении, не позволяет выполнять работы на подвешенном автомобиле, узел демонтируют полностью, освобождая кулак от стойки. После этого замена выполняется так:
- Выпрессовывают деталь из кулака, вынимают прижимное кольцо и выпрессовывают внутреннюю обойму. В случае трудностей можно воспользоваться одним из гаражных методов: выполняют надпил по ширине кольца, затем раскалывают остатки обоймы зубилом.
- Выпрессовывают обойму из поворотного кулака. Операцию выполняют на стационарном оборудовании, используют верстак, домкрат.
- Вдавливают новую деталь: следят, чтобы усилие приходилось на наружную обойму. Впрессовывают ступицу, при этом контролируют направлении: усилие – на внутреннее кольцо.
Задний подшипник на Меган переустанавливают подобным способом:
- Демонтируют колесо, снимают тормозной механизм в сборе, отжимают и вытаскивают крышку шкворня, после чего выкручивают ступичную гайку, надевают струбцину и демонтируют сборку.
- Узел закрепляют в тисках, снимают сальник, отжимают круглогубцами и вынимают пружинное кольцо, выдавливают обоймы. Очищают детали, оценивают их состояние.
- Новый узел запрессовывают в стакан с помощью пресса, домкрата. Далее устанавливают пружинную скобу, надевают новый сальник.
- Собранный узел надевают на цапфу Рено. Усилием рук подвигают тормозной диск до предела. Закладывают смазку, накручивают гайку с усилием 190 н*М. Монтируют суппорт.
После выполнения последней завершающей операции обкатывают Меган на свободной от машин площадки и еще раз убеждаются в комфортности и бесшумности езды на этой модели.