Типы тормозных механизмов
В автомобилестроении присутствуют три основных категории тормозных механизмов, устанавливаемых серийно:
- ленточные конструкции;
- барабанные системы;
- дисковые тормоза.
Первые «экземпляры» на заре автомобильной индустрии обладали ленточными тормозами. Таким изделием охватывался весь периметр обода колеса, что позволяло водителю в определенный момент направить туда тормозное усилие. Ему оставалось лишь натянуть ленту, что приводило к замедлению «повозки».
Эволюция сделала свое прогрессивное дело, и на смену устаревшим «лентам» пришли барабаны, как и в Лада Ларгус. Принцип их действия не был замысловатым, а предполагал вращение колеса в свободном режиме в паре с барабаном, который путем распора присутствующих в его полости колодок воспринимал тормозное усилие, заставляя автомобиль замедляться. Такая концепция проявила себя довольно неплохо, однако со временем обнаружились некоторые ее недостатки. Здесь особое влияние оказывает интенсивность работы барабанной системы. Конструкция является закрытым типом, и перегрев колодок происходит весьма быстро, что напрямую влияет на ухудшение тормозного эффекта. Наряду с чрезмерным нагревом губительным для барабанного механизма оказалось попадание влаги. Присутствие воды и грязи внутри узла вызывает снижение производительности. Также нередки случаи поломки какой-либо детали внутри закрытого барабанного механизма. С одной стороны, проявившийся шум доставит водителю информацию о произошедшей поломке, а с другой – может спровоцировать повреждение внутренней рабочей зоны самого барабана.
Самыми надежными зарекомендовали себя дисковые тормоза, установленные в Лада Ларгус. В них все недостатки, свойственные предыдущим категориям, напрочь нивелированы. Принцип функционирования заключен в следующем. В паре с колесом происходит вращение самого тормозного диска, пока на него не подействует сжимающее усилие колодок. Такое действие возможно путем перемещения тормозного штока из полости гидроцилиндра, присутствующего в суппорте. В диске применена система вентилирования, позволяющая эффективно охлаждать рабочую зону при интенсивном режиме торможения. Заметим, что у подавляющего большинства автомобилей вентилируемыми являются только передние механизмы. Также факт попадания влаги на диск не способен повлечь существенных повреждений, поскольку она быстро высыхает, а остатки мусора самопроизвольно удаляются центробежной силой. Хотя нередки случаи искривления дисков при частом чередовании перегрева и проезда водных «преград» (луж). Дисковый механизм лучше переносит нагрузки, поэтому вся система является максимально эффективной.
Ввиду значительно меньшей стоимости барабанных узлов в сравнении с дисковыми аналогами, многие производители в своих бюджетных моделях прибегают к комбинации механизмов, причем спереди — диски, а сзади — барабаны.
Как выполнить замену задних колодок?
Перейдем к рассмотрению последовательности действий когда осуществляется замена задних тормозных колодок.
Внимание! Замене следует подвергать колодки, расположенные на обеих сторонах автомобиля. Также следует использовать продукты от одного производителя и идентичной модификации
- Ослабляем моменты затяжки колесных болтов на задней оси.
- Вывешиваем автомобиль (или его часть) с помощью подходящего подъемного средства.
- Мотор LADA Largus, естественно, должен быть заглушен, а ручник деактивирован.
- После снятия колеса с одного боку авто обнаруживаем барабан тормозного узла. Демонтируем его.
- Колодки с АБС или без размещаются по краям механизма. С одной из них непосредственно взаимодействует рычаг активации стояночного тормоза. Между верхними краями колодок расположился цилиндр. Также наблюдаем присутствие пружин и распорной планки, которые необходимы для возможности регулирования зазора.
- Разборочные действия начинаем с демонтажа стяжных пружин, причем снимаем не только верхнюю, но и нижнюю. Эту манипуляцию удобно совершать плоскогубцами. Не забываем о пружинах направляющих.
- Переходим к снятию самой планки вместе с механизмом, позволяющим «выбирать» зазор.
- Остается снять наконечник троса привода стояночного тормозного узла.
- Теперь извлекаем колодки с АБС или без.
- Перед монтажом новых расходных деталей тщательным образом с помощью металлической щетки производим очистку всех компонентов узла.
- Во время монтажа новых колодок в LADA Largus потребуется сборка и установка механизма, которым регулируется зазор, а также возврат в свое положение наконечника троса ручника.
- Когда все указанные элементы установлены на щите механизма, то натягиваем стяжные пружины и возвращаем на место пружины направляющих.
- Надевание барабана осуществляем аккуратно, а по завершении производим процедуру регулирования зазора между уже установленными колодками. Для этого выполняем троекратное нажатие педали до упора. После появления характерного щелчка механизм переходит в «статус» отрегулированного.
Замена задних тормозных колодок на автомобиле Лада Ларгус завершена.
Порядок действий
- Сначала приобретаем подходящие колодки. Комплект передних расходников состоит из 4-х штук (по 2 шт. на каждую сторону).
- Контролируем уровень жидкости тормозного контура в соответствующем бачке (под капотом) по меткам, присутствующим на его корпусе. Если уровень достигает максимальной отметки, то его потребуется отобрать шприцем, поскольку после монтажа новых колодок произойдет естественное (из-за большей толщины накладок) поднятие.
- Ослабляем моменты затяжек болтов того переднего колеса, со стороны которого предполагается начать замену.
- Вывешиваем эту часть авто любым имеющимся и предназначенным для этого устройством. Снимаем колесо. Не забываем о страховочных подпорках (если применяется домкрат).
- Берем отвертку, которую вставляем между колодкой и диском и надавливающим усилием отводим ее в сторону цилиндра. Шток прячется в цилиндр, чем обеспечивается свободное пространство для извлечения колодок.
- Теперь ослабеваем момент затяжки скобы суппорта, после чего отводим ее вверх.
- Извлекаем старые колодки.
- Осматриваем пружины механизма прижима на предмет их деформации и поломки. Если такой факт на лицо, то меняем.
- На направляющих суппорта проверяем целостность резиновых чехлов. Сами направляющие подвергаем смазке специальным составом. Это предотвратит их закисание, а скоба будет свободно двигаться во время выхода или входа поршня.
- Посадочные места под новые колодки тщательно очищаем.
- Накладки на «свежих» колодках толще, чем на старых изделиях, поэтому утопление поршня требуется выполнить на полную величину его хода. Это позволит обеспечить достаточно места для корректного монтажа расходников.
- После установки выполняем сборочный процесс в обратном порядке.
Замена передних тормозных колодок завершена.
Весь перечень указанных манипуляций повторяем на другой стороне LADA Largus.
Если возникает потребность в замене задних колодок, то принцип действий аналогичен, за исключением некоторых нюансов.
Процесс подмены тормозных колодок
Для совершения подмены задних тормозных колодок Лада Ларгус нужно приготовить инструментарий. Для работы пригодится: домкрат, баллонный ключ, пассатижи и плоская отвертка. Когда все подготовлено, можно преступить конкретно к процессу:
- Включить 1 либо 3 передачу на КПП (Контрольно-пропускной пункт — пункт, предназначенный для контроля за проходом (посещением) и пропуска на территорию какого-либо объекта).
- Под фронтальные колеса подставить противооткатные упоры.
- Поднимаем заднюю часть кара, где будет изменяться колодка, с помощью домкрата.
- Демонтируем колесо.
- Снимаем крышку с тормозного бачка.
- Проводим демонтаж верхней крышки тормозного барабана.
- Сдвигаем рабочий поршень вовнутрь, и закрепляем его в таком положении.
- Раздвижные рычаги стояночного тормоза сжимаем внутрь.
- Сжимаем пружину, и отцепляем трос ручника.
- Поворачиваем прижимающую пружину на четверть. При всем этом стоит придержать опорную стойку.
- Сейчас, можно демонтировать чашечку, пружину и опорную стойку.
- Все операции, описанные ниже нужно создать со 2-ой колодкой, в этом же барабане.
- Растягивая верхнюю пружину, выводим колодки из прорезей.
- Сейчас, растягиваем нижнюю пружину, и выводим колодки с ограничительной пластинки.
- Дальше, демонтируем колодки вкупе с пружинами.
- Отцепляем пружины от колодок, поначалу верхнюю, а потом и нижнюю.
- Сейчас, нужно демонтировать распорные планки.
- Дальше осматриваем барабан на наличие изъянов: сколов, выработки, борозд.
- Сейчас, когда все готово, устанавливаем все в оборотном порядке.
- По мере необходимости, долить жидкость в тормозной бачок.
Перед внедрением ручного тормоза, прям в гараже, его нужно плавненько потянуть и отпустить пару раз. Это поможет приспособиться новеньким колодкам.
Снимок55588888
При нажатии педали тормоза под действием поршней колесного цилиндра колодки начинают расходиться и прижиматься к барабану, при этом выступ рычага регулятора перемещается по впадине между зубьями храповой гайки. При определенном износе колодок и нажатии педали тормоза рычагу регулятора хватает хода, чтобы повернуть храповую гайку на один зуб, тем самым увеличивая длину распорной планки и одновременно уменьшая зазор между колодками и барабаном. Так постепенное удлинение распорной планки автоматически поддерживает зазор между тормозным барабаном и колодками.
Перед установкой новых колодок очищаем резьбу наконечника распорной планки и храповой гайки и наносим на резьбу тонкий слой пластичной смазки.
Устанавливаем механизм автоматической регулировки зазора в исходное состояние, руками ввернув наконечник распорной планки в отверстие планки (резьба на наконечнике распорной планки и храповой гайке — левая).
Устанавливаем новые колодки тормозного механизма заднего колеса в обратной последовательности.
Перед установкой барабана тормозного механизма очищаем его рабочую поверхность металлической щеткой от грязи и продуктов износа колодок. Аналогично заменяем колодки тормозного механизма правого колеса (резьба на наконечнике распорной планки и храповой гайке — правая).
Чтобы отрегулировать положение тормозных колодок, нажимаем педаль тормоза несколько раз. Удерживаем ее в нажатом положении и затем многократно поднимаем и опускаем стояночный тормоз (при перемещении рычага нужно все время держать кнопку выключения стояночного тормоза на рычаге нажатой, чтобы храповой механизм не работал). При этом в тормозных механизмах задних колес будут слышны щелчки от работы механизма автоматической регулировки зазоров между колодками и тормозными барабанами. Рычаг стояночного тормоза поднимаем и опускаем до тех пор, пока не прекратятся щелчки в тормозных механизмах.
При необходимости регулируем стояночный тормоз.
Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода системы и при необходимости доводим его до нормы.
После установки тормозного барабана гайку подшипника ступицы затягиваем предписанным моментом 175 Н∙м.
Желательно устанавливать новую самоконтрящуюся гайку, но если ее нет, то можно использовать старую гайку.
Замена задних колодок. Ларгус (301000км.)
29.07.17г.301000км. Ларгусу, ровно 5 лет. Вчера в рейсе за 200км от дома, на спуске при скорости км 90, что то загремело ни с тогосего, откуда то снизу, по днищу. по тормозам- в педаль забило, заколбасило- (похоже на пробитое колесо(но не тянуло)) Остановился- передн. колеса целые, зад тоже, прицеп норм! Завел, тронулся- в заднем правом колесе, скрежет. Сорвало накладку, т.б. последние дни, замечал небольшой шум с з.колес. Делать нечего поехал дальше- (шум то есть, то нет.) . Домой доехал, в конце уже и 80-90км шел, шум перестал появляться, тормозами почти не пользовался- чуть нажимал=передом хватал, до задних не давил(усилие на педаль было слабое, свобод. ход педали увеличился).. Боялся за цилиндры чтобы не выдавило- нет все норм. Заехал домой взял колодки. начали разбирать на сто у друзей. С трудом нашли тонкостенную. головку на 36, для снятия барабанов. Правая сторона(с сорванными накладками) снялась легко- накладки не мешали, подшипник тоже.. переставили на новые колодки пружиныраспорки, начали собирать. Не лезет, барабан. Скинули на распорке размер(скидывается только на снятом барабане, через болт колеса(как пишут) нз получилось бы, или нет- шло очень туго. . хотя как стало ясно- надо было стачивать буртик на барабане и подводить наоборот вплотную колодки распоркой(а не скидывать как мы). Собрали правую сторону, перешли на левую. не можем снять барабан изза бурта(ручник натяг скинул с салона) хотя как понял позже -это до ж- трос болтался уже и не ручник мешал- а не снимался из за этой автораспорки(она то расжата)..по идее её бы уменьшитьскрутить надо — а как? Короче с трудом вырвали барабан монтажками- колодки вывалились с оторванными накладками- наверно мы оторвали, а может тоже еле держались(по виду так и есть -(но целыми- с той стороны=были куски)) и вырвался один солдатик(порвало прорезь)- а то бы может и дальше бы еб-ь. Тоже собрали колодки, ставить- опять бурт. скинулиуменьшили распорку. Ну и чет дошло, сточили бурт болгаркой- собрали. Ручник с салона, подтянул на место- даже сильнее, т.к. барабан крутим- а не тормозит-шоркает только. Попробовал, проехал- тормоза мягкие, берут где то с середины, ручника -нет. Ребята сказали -тут автомат =появится сам. Время позднее на том и порешали. Вчера поездил -все без изменений. Задумался — навряд ли и появится- распорки скинули в «ноль»(особо левую..с буртом)и шли они туго по резьбе. надо было смазать, почистить). и бурт срезатьсчистить. Короче езжу до понедельника так, потом опять снимать барабаны, точить бурт(а он у меня хороший), чистить -мазать распорку, подводить ее размер вплотную по колодке-барабану, ну и собирать. Думаю все получится- ручник у меня был нормальный, до самой поломки. PS— С месяц назад, возил другу колодки ,у него тоже сорвало накладку, при пробеге правда- в 130ткм, с ним и советовался что и как. У него бурта почти не было- колодки подвел распоркой= всё работает и тормозит
..РPS- итак сегодня 31.07. доделал все. Все получилось ( К ручнику не полез-отпускать ,типа) Начали с правого барабана(с которого и начинались проблемы з.тормоз (и с которого не сняли буртик)). Сняли барабан, болгаркой сняли бурт(а он, по правде и небольшой был по сравнению с лев.стороной, почему, хз),смазал резьбу на распорке(не снимая ее), скрутилраскрутил ее, т.е. проверил резьбу, шла легко, все ок. Собираем.. Развел распорку, померял барабаном -не цепляют(колодки), снял его, еще развел, опять накинул барабан-нет, мало, сняли, опять развел и . барабан начал слегка цеплять за колодки. НОРМ. Так и оставили(на притирку). Поставили колесо, перешли на левую сторону. Тут буртик был снят. смазал, прогнал гайку на распорке(тоже не снимая ), ну и начали разводить ее(была скрученауменьшена сильно), тоже развели до цепляния колодками за барабан. ВСЁ. Собрали. Проверил (не заводя авто, ручник)- ЕСТЬ ,, примерно 4-5 щелчков, завел- Тормоза берут сверху(по педали), а не с середины как было. . Никаких гаекподложек не ставил под трос, да и зачем ставить если до замены он, РУЧНИК- держал, работал четко. Единственно(при снятых барабанах)- проверил не выскочили ли они, троса(помня что он, не работает)-нет, держались, значит все ок. В салоне к ручнику так и не лез больше. Фотать не стал, да и нечего было. Ничего сложного ,кроме регулировки пары- колодкибарабан, (попробовали через отверстие, от болта колеса в барабане, глянуть на распорку — ничего там не видно, не то что крутитьрегулировать. ) -поэтому по старинке, со снятием барабана и регулировали. и все получилось. ВСЕМ УДАЧИ!
ФОТЫ -при разборе..(куски накладок не фотал). левая сторона такая же!
О принципе действия
Тормоза в Лада Ларгус получились достаточно сбалансированными и эффективными. Это подтверждает масса тестов. Для данного универсала производитель предусмотрел возможность комплектования такими механизмами:
- передняя ось – дисковые узлы, которые оснащены функцией вентиляции и удержания плавающей скобы;
- задние механизмы – барабанные.
Тормозные компоненты кормы представляют собой традиционные закрытые конструкции, которые оснащены механизмами, позволяющими колодкам самостоятельно центрироваться. За счет этого действия происходит регулирование зазора.
В качестве привода колодок в действие служит гидравлическая система, исполнительными элементами которой спереди и сзади являются тормозные цилиндры с выдвигающимися поршнями. Вся система является двухконтурной, где очередность распределения тормозного усилия происходит по диагональной схеме. Также комплекс имеет вакуумный усилитель.
Сегодня многие автомобили оснащены полезной системой АБС. Этот механизм позволяет предотвратить блокировку колес при активации тормоза, что особенно актуально в экстремальных режимах торможения, когда создается большая вероятность заноса.
Стояночный тормоз активируется посредством соответствующего рычага, расположенного в салоне. Усилие на колодки передается тросом, находящимся под днищем в специальной магистрали.
Форумы пестрят вопросами, касающимися модификаций колодок, устанавливаемых на комплектации LADA Largus, как с восьми, так и с 16-клапанными моторами. Отметим, что на разные версии модели производитель устанавливает различные тормозные механизмы, обладающие собственными геометрическими параметрами дисков и суппортов. Большей эффективностью обладают тормоза, установленные на модификации с 16-клапанными агрегатами.