Пошаговая инструкция по снятию и установке рулевой рейки ВАЗ-2109
- Прежде всего, необходимо снять защиту. Для этого понадобится открутить крепежные гайки, которые есть на ней сверху и снизу.
- Снимите протекторный элемент полностью, иначе он будет мешать вам в дальнейшей работе.
- Чтобы избавиться от рулевых тяг, открутите пару болтов по центру рейки. Только после этого вы сможете без помех выполнить отсоединение.
- Хомуты всех реек крепятся гайками с обеих сторон – их тоже нужно открутить. После этого получится отвести элемент в сторону.
- Чтобы полностью снять деталь, понадобится избавиться от стяжного болта, который расположен со стороны салона, в самом низу рулевого вала.
- Легко снять рейку у вас вряд ли получится – придется срывать ее с вала. Если не получается, подденьте ее монтировкой снаружи.
Если деталь подлежит ремонту, выполните все необходимое для этого. В случае необходимости замены понадобится покупать новую рейку. В среднем новая рулевая рейка стоит от 1 500 до 2 200 руб. Цена зависит от места покупки и производителя механизма. Установка отремонтированного или нового элемента происходит в обратной последовательности демонтажным работам.
Советы по замене старых деталей рейки
- На новую опорную пластину надеваются демпфирующие кольца, чтобы тонкие края резиновых элементов были посреди выреза пластины. После покупки ремкомплекта для рулевой рейки вы найдете в нем две нужные резинки для этой цели.
- Выступы втулки помогут правильно установить ее на место, после чего нужно аккуратно с помощью лезвия избавиться от тонких резинок.
- Опорное кольцо с вала шестерни снимается специальными щипцами, а потом демонтируется подшипник.
- Не забудьте промыть картер рулевого механизма, чтобы потом вставить новенький игольчатый подшипник.
Признаки поломки
Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.
Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.
Признак неисправности
Особенности
Увеличивается свободный ход руля
Это говорит о том, что износился зубчатый сектор из-за попавшей в него грязи, пыли. Либо увеличился зазор между упорами рейки и самой рейкой. Потому зацепление рейки с шестерней уменьшается. Плюс подобный признак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке
Шумит или стучит около рулевого узла
Вероятнее всего, образовался зазор между рейкой и упором, либо износились пластиковые втулки. Стук — это также признак износа тяговых сайлентблоков, шаровых опор или ослабления фиксации вала шестерни к валу колонки
Туго вращается руль
Тут можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала шестерни. Но исключать поломку шаровой опоры, либо подшипников стойки также не стоит.
Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления
Рассмотрим схему рейки и варианты ремонта
Схема устройства рейки рулевой ваз 2109
Существует три способа ремонта:
- Полная замена рейки (если возиться особо некогда и устраивает цена, либо механизм не пригоден для ремонта)
- Замена деталей из ремонтного комплекта (тут придется повозиться, снять механизм, разобрать и собрать)
- Альтернативный ремонту и самый быстрый способ — подтягивание гайки на рулевой рейке с помощью специального ключа
Такой способ дает положительный эффект (только не всегда и не на долго), но может иметь плохие последствия. Например, если затянуть гайку слишком сильно, тогда повысится усилие необходимое для вращения рулевой баранки, что усложняет управление машиной. Более тяжелые последствия, это заклинивания руля во время движения машины, потерять управление да еще на скорости чрезвычайно опасно для вас и окружающих
Нужные материалы и инструменты
Замена рулевой рейки ваз 21093 – 2199 требует наличия необходимых материалов:
- Аэрозоль «Мовиль»
- Чистая ветошь
- Пластиковые хомуты длиной 200 и шириной 4миллиметра (три штуки)
- Смазка проникающая WD-40 («жидкий ключ») чтобы открутить заржавевшие и закисшие соединения
- Литр Уайт — спирита
- Смазка для подшипников типа ФЕОЛ либо нечто подобное
Также для ремонта потребуются следующие запчасти:
Ремкомплект для ремонта рулевого механизма ваз 2109
Замена рулевой рейки на ваз 21093 – 2109 потребует наличия следующего инструмента:
- Съемник наконечников
- Молоток
- Головки торцевые
- Специальный ключ для рейки, (он надевается на нажимную гайку и имеет внутренний восьмигранник)
- Удлинитель ключа с трещоткой
- Специальный ключ для откручивания гайки подшипника, (восьмигранный стержень на «24» с углублением)
- Щетка по металлу
- Узкая кисточка
Последовательность замены и ремонта
Чтобы быстро и без проблем заменить рейку выполните порядок действий, как гласит инструкция:
- Закатываем авто на яму (смотровую канаву)
- Поставляем упоры под задние колеса, затягиваем ручник (стояночный тормоз), блокируем руль
- Отсоединяем питание, для этого снимаем обе клеммы с аккумулятора
- Ставим машину на домкрат и снимаем передние колеса, ( при этом желательно поставить автомобиль на опоры (подпорки в виде деревянных брусков).
- Откручиваем гайки наконечников, и вытаскиваем пальцы из рычагов
- В таком случае вам непременно понадобится съемник для пальцев – прикладываем его, закручиваем винт до упора и ударяем по рычагу молотком, придерживаем ключом винт съёмника
Прикладываем съёмник пальцев и закручиваем его винт до упора
Теперь, когда обе тяги свободны, откручиваем гайки хомутов (на фото внизу гайка указана стрелкой)
Откручиваем гайки, крепящие хомуты
- Внутри салона у самого пола открутите болт на рулевом валу
- Затем потяните рейку на себя покачивающим движением
- Хвостовик шестерни часто отсоединяется от вала не сразу, придется повозиться
- Отсоединив рейку, вытаскиваем агрегат через правую дыру со стороны колеса
Устройство рулевого механизма ВАЗ 2109.
1 | наконечник рулевой тяги |
2 | шаровой шарнир наконечника |
3 | поворотный рычаг |
4 | контргайка |
5 | тяга |
6 | внутренние наконечники рулевых тяг |
7 | болты крепления рулевых тяг к рейке |
8 | внутренние наконечники рулевых тяг |
9 | скоба крепления рулевого механизма |
10 | опора рулевого механизма |
11 | защитный чехол |
12 | соединительная пластина |
13 | стопорная пластина |
14 | резинометаллический шарнир |
15 | демпфирующее кольцо |
16 | опорная втулка рейки |
17 | рейка |
18 | картер рулевого механизма |
19 | стяжной болт муфты |
20 | нижний фланец эластичной муфты |
21 | верхняя часть облицовочного кожуха |
22 | демпфер |
23 | рулевое колесо |
24 | шариковый подшипник |
25 | вал рулевого управления |
26 | нижняя часть облицовочного кожуха |
27 | кронштейн крепления вала рулевого управления |
28 | защитный колпачок |
29 | роликовый подшипник |
30 | приводная шестерня |
31 | шариковый подшипник |
32 | стопорное кольцо |
33 | защитная шайба |
34 | уплотнительное кольцо |
35 | гайка подшипника |
36 | пыльник |
37 | уплотнительное кольцо упора |
38 | стопорное кольцо гайки упора |
39 | упор рейки |
40 | пружина |
41 | гайка упора |
42 | палец шарового шарнира |
43 | защитный колпачок |
44 | вкладыш шарового пальца |
A | метка на пыльнике |
B | метка на картере рулевого механизма |
C | поверхность шарового шарнира |
D | поверхность поворотного рычага |
Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:
- зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
- опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
- приводная шестеренка со шлицевым валом,
- механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
- картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
- некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.
Данную конструкционную схему необходимо обязательно изучить прежде, чем предпринимать какие-либо действия в отношении ремонта рейки.
Замена пыльника рулевой рейки ВАЗ 27.04.17
Процесс снятия пыльника без демонтажа рейки:
- избавьте карбюратор (инжектор) от воздушного фильтра;
- снимите резиновый патрубок, который расположен над рейкой, выполняющий функцию слива дождевой воды;
- открутите протектор рейки;
- избавьтесь от рулевых тяг;
- освободите хомут рейки от кузова;
- откусите инструментом стяжки чехла и снимите его;
- очистите поверхность рейки и смажьте ее ШРУСом или обычной графиткой;
- перед монтажом нового элемента его необходимо тщательно смазать, так как его средняя часть задействуется во время движения автомобиля;
- надев пыльник, убедитесь, что он легко скользит;
- вставьте тяги и наживите болты;
- зажмите хомуты на месте и стяжки на краях новой детали;
- выполните остальные манипуляции, которые производили для предоставления доступа к пыльнику в обратном порядке.
Выполнять работу нужно без балансировки, но если вы вращали руль, понадобится выставлять подвижную часть рейки в нужное положение.