Принцип работы
Датчик холостого хода относится к системам замкнутого типа, и имеют обратную связь, то есть все составляющие представляют собой условный замкнутый круг:
Соответственно, по схеме:
- Исполнительный механизм — датчик холостого хода;
- Датчик — любое устройство считывающее скорость вращения двигателя (датчики коленчатого или распределительного вала);
- Объект регулирования — частота вращения двигателя.
При работе двигателя на холостом ходу дроссельная заслонка находится в закрытом положении, необходимое же количество воздуха поступает через байпас («bypass» — миновать мимо) за ширину канала которого и отвечает датчик ХХ. Количество проходящего за заслонкой воздуха считывает датчик его массового расхода, а это непосредственно влияет на количество топлива подаваемого через форсунки.
Схема сравнения — это электронный блок управления работой двигателя. Он сравнивает заданную механизмами и реальную частоту вращения двигателя, а так же выдает команду на открытие/закрытие байпасного воздушного канала в обход дроссельной заслонки, что и обеспечивает равномерную работу двигателя.
То есть, датчик ХХ за счет открытия воздушного канала увеличивает обороты двигателя, тем самым обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах, что значительно сокращает время прогрева. После чего получая команду из электронного блока управления, в зависимости от температуры двигателя, постепенно перекрывает канал байпаса до достижения двигателем устойчивых холостых оборотов.
Общие сведения о замене масла
В этом разделе представлено то, что полезно знать каждому владельцу автомобиля о замене масла. Периодичность замены масла в агрегатах:
В двигателе периодичность замены масла составляет один раз на 10 тысяч километров пробега. Если залито минеральное масло, то эта цифра сокращается примерно до 7 тысяч км, а если хорошее полусинтетическое или синтетическое масло, то может даже возрасти до 15 тысяч.
- Необходимость замены масла может наступить и раньше по причине неисправности двигателя. Так, если прогорели кольца, масло быстрее станет насыщенным нагаром и быстрее выйдет из строя.
- Из-за прорыва рубашки охлаждения в масло может попасть охлаждающая жидкость и масло сразу же теряет свои свойства — требуется замена. Причиной попадания топлива в масло может быть прогоревший поршень.
- Признаком таких повреждений целостности масла будет повышение его уровня в двигателе. По запаху можно определить содержание в масле бензина. По цвету наличие нагара (масло будет черное).
Совет! Не забывайте контролировать уровень масла в двигателе перед каждым выездом из гаража.
В коробке передач масло следует менять каждые 30 000 пробега. И опять же, если детали коробки стали интенсивно изнашиваться, масло может быстрее придти в негодность. Контролируйте наличие и состояние масла в КПП при каждой замене масла в двигателе.
В редукторе заднего моста масло может дольше ходить чем, в КПП
Но не менее важно следить за его состоянием, а также за состоянием сальников полуосей и переднего сальника редуктора.
Признаки непригодного масла
Коротко обобщим особенности испорченного масла:
- Цвет — черный, серый или бурый.
- Запах бензина или охлаждающей жидкости в масле.
- Повышение уровня масла в двигателе — тревожный знак.
- Наличие металлической пыли и стружки в масле.
- Потеря вязкостных характеристик — масло стало слишком жидкое.
Классификация масел по SAE и API — какое подходит? Здесь не будем рассказывать принципы классификации этих двух систем, а только обратим внимание на то, какое масло считается более подходящим для автомобилей такого типа, как ВАЗ 2104.
Минеральное масло не стоит заливать ни в двигатель, ни в коробку, ни в редуктор — оно уже отжило свое.
Лучше всего использовать полусинтетическое масло. Для двигателя это марка 10W-40, а для трансмиссии 75W-90
Масло 85W-90 может быть как полусинтетикой, так и минералкой — обращайте на это внимание.
Производителя можно выбрать любого — отечественное масло или импортное — большое значение не имеет, главное, чтобы не дешевая подделка!
Важно! Старайтесь не менять производителя масла, которое заливаете в автомобиль. Не стоит мешать различные масла — они могут потерять свойства.. Завершена замена масла — ВАЗ 2104 готов к полноценному использованию!
Завершена замена масла — ВАЗ 2104 готов к полноценному использованию!
Проверка деталей насоса
Итак:
- между зубьями сопрягаемых шестерен, его величина должна быть 0,15 мм, при этом максимально допустимый составляет 0,25 мм;
- между стенками корпуса насоса и наружными диаметрами шестеренок, допустимый зазор 0,25 мм, номинальный 0,15.
Если зазоры превышают допустимые значения шестерни или корпус должны быть заменены.
Проверка осевого зазора.
Осуществляется с помощью линейки и щупа, между плоскостью корпуса и торцом шестерен. Допустимый зазор 0,2 мм, номинальный 0,066 – 0,161 мм.
Измерение осевого зазора
Определяется зазор между осью и ведомой шестерней, его величина должна быть в пределах 0,017 – 0,057, но допустимый не должен превышать 0,1 мм.Зазор между отверстием в корпусе и валом насоса должен составлять 0,016 – 0,055 мм, но не более 0,1 мм. Превышение допустимых устраняется заменой изношенных деталей.
Проверка редукционного клапана.
При этом обращается внимание на загрязнения и изъяны на сопрягаемых поверхностях, которые могут повлечь заедание при работе насоса, к уменьшению давления в системе смазки автомобиля ВАЗ 2104. Проверяется упругость пружины
Проверяется упругость пружины.
Замена шестерни привода насоса для нагнетания масла
Инструкция по ремонту масляного насоса авто ВАЗ 2104 указывает, что при износе зубьев или шлицев, или их повреждении на шестерне привода, последнюю необходимо заменить. Из-за проворачивания шестерни, установленной на валике, существует опасность резкого падения в системе смазки давления, а иногда и полного его отсутствия.
Совет: В блоке цилиндров монтажное отверстие, для доступа к шестерне привода насоса, у двигателя карбюраторного типа, закрыто распределителем зажигания. Поэтому его необходимо предварительно удалить. У инжекторного двигателя отверстие закрыто заглушкой, которую тоже нужно снять.
Для выполнения работы понадобятся:
- Ключ на «13».
- Палочка деревянная.
- Отвертка.
Порядок замены шестерни:
- Вместе с высоковольтными проводами снимается крышка распределителя зажигания.
- Откручивается гайка фиксирующая распределитель, который затем вынимается. При этом низковольтный провод не отсоединяется. (Двигатель карбюраторного типа).
- У инжекторного двигателя снимается катушка.
- В отверстие шестеренки «с натягом» вставляется заостренная палочка, и аккуратно с валика снимается деталь и извлекается из монтажного отверстия.
Демонтаж шестерни привода масляного насоса ВАЗ 2104
Новая шестерня и распределитель зажигания или заглушка устанавливаются в обратном порядке.
После ремонта всех деталей насоса или их замены новыми, насос устанавливается в порядке обратном снятию.
Совет: При замене масляного насоса нужно заменить прокладку. Деформированные места, образованные от обжатия ее по фланцу корпуса, могут не совпадать с конфигурацией нового масляного насоса, а это может привести к утечки масла.
Подробно о ремонте масляного насоса и его замене на автомобиле ВАЗ 2104 можно посмотреть на видео.