Ежедневно среднестатистический автомобиль проезжает от 15 до 1000 километров. За это время совершается до нескольких тысяч оборотов руля, а количество поворотов и маневров знаменуется четырехзначным числом. Рулевое колесо — это именно тот орган управления, который ответственен за то, как будет маневрировать машина и как она будет поворачивать. Рулевое колесо является темой сегодняшней статьи, и сегодня мы расскажем о том, как оно устроено и работает на современном автомобиле.
Как это работает?
На первый взгляд, рулевое колесо — это достаточно примитивный орган управления. Действительно, кажется, что это просто круглый обруч, который соединяется с рулевой рейкой и позволяет вращать ее в обе стороны и, таким образом, позволять машине маневрировать и поворачивать.
Однако стоит помнить, что современная машина наделена большим количеством мультимедийных систем и технологий, обеспечивающих комфорт. Часть кнопок, которые управляют такими системами, как раз и выводится на рулевое колесо, для того, чтобы водитель не отвлекался от процесса управления и при этом активировал различные системы в необходимые ему моменты.
Также рулевое колесо — это точка, в которой сосредотачиваются системы безопасности и охранные системы машины, которые имеют расположение в его недрах. К примеру, для европейских машин является обязательным требование, чтобы рулевое колесо было наделено подушкой безопасности, которая будет оберегать водителя от травм при авариях и столкновениях.
Для этого в рулевое колесо встраивается специальный шлейф, обернутый в пыльник. Шлейф соединяется с контактами насоса, который мгновенно нагнетает в подушку воздух, а также датчиками, которые находятся в разных частях салона и реагируют на удары. Шлейф является некоторым заменителем электрического соединения. Просто не стоит забывать о том, что рулевое колесо постоянно вращается, поэтому провода попросту бы перекосило. А шлейф устроен таким образом, чтобы контакт всегда оставался активным, и датчики всегда и в любом положении могли подать необходимый сигнал подушке.
Отдельного внимания заслуживает и работа кнопок, которые украшают рулевое колесо и располагаются на его передней части. Они служат для активации функций мультимедийной и климатической систем, включения подогрева и управления круиз-контролем, который уже достаточно давно стал популярной опцией среди автовладельцев всех стран.
Кнопка имеет пружинный механический замок и пару контактов, которые располагаются на ее обратной стороне. В районе корпуса руля находится плата, у которой имеется встречная пара контактов. Как только кнопка зажимается, контакты на плате соединяются друг с другом, и через них проходит электрический импульс.
В корпусе рулевого колеса предусмотрен дополнительный шлейф, который предназначен для обеспечения функционирования систем комфорта. На этот шлейф поступает сигнал с нажатой кнопки, так что контакты замыкаются, и ток переходит уже к необходимому агрегату, будь то магнитола или подогрев зеркал. За счет этого система может выключиться, поменять режим работы или активироваться в необходимый момент времени.
Безопасность превыше всего
Ни для кого не секрет, что на рулевом колесе активируется блокировка, как только зажигание было выключено. Применение механического блокиратора, который может иметь самое разнообразное расположение, заключается в том, чтобы при попытке буксировать припаркованный автомобиль у злоумышленника не было возможности маневрировать и, таким образом, далеко на ней уехать. Блокиратор отлично зарекомендовал себя не только на иномарках, но и на отечественной технике, так что его примитивные разновидности можно увидеть даже на тех машинах, которые были выпущены несколько десятков лет назад.
Как же работает фиксатор рулевого колеса? Наверное, многие уже догадались, что ничего сложного в устройстве блокиратора нет. Однако современные машины оборудуются сигнализациями и иммобилайзером, что является дополнительной защитой от угона, но в то же время значительно удорожает и усложняет конструкцию блокиратора.
Проще понять принцип работы самого простого устройства, которое не имеет значительных электронных функций и работает наиболее примитивно. Такой блокиратор представляет собой небольшой штырек, который имеет расположение напротив паза в рулевой рейке. Этот штырек закрепляется на пружинном механизме так, что, пока ключ повернут в замке зажигания, штырек не заходит в паз и не препятствует перемещению руля и его вращению.
Но как только ключ поворачивается в положение выключения двигателя, и мотор выключается, срабатывает механизм блокиратора так называемого плунжерного типа. Это означает, что, как только ключ повернется, пружина, находящаяся под напряжением, освободится. Под действием силы упругости она распрямится, тем самым вытолкнув штырек вперед. При этом замок заходит в зацепление с выемкой в рулевой рейке и не позволяет ей вращаться, пока мотор не будет заведен заново.
В новых автомобилях блокиратор оборудуется магнитной катушкой, заключенной в пыльник. Как только на нее подается напряжение, штырек притягивается к ней, и замок открывается. Некоторые модели оборудуются электрическими приводами, которые имеют более совершенную конструкцию и выполняют куда больший список функций, нежели старые модели.
Подводя итоги
С уверенностью можно утверждать, что рулевое колесо современного автомобиля устроено не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Благодаря наличию значительного числа опций, на руле располагается большое число кнопок и систем безопасности. За счет этого управление автомобилем является более комфортным, а риск отвлечься от управления стал минимальным.