Сотни раз за поездку водителю приходится прибегать к торможению. Это может быть банальная остановка перед светофором или на парковке перед магазином. Однако торможение может быть и экстренным: внезапным и вызванным выбежавшим на дорогу человеком или животным. Такой маневр опасен тем, что водитель сзади едущей машины может быть попросту не готов мгновенно среагировать на препятствие, и происходит авария. Чтобы снизить число таких происшествий, на машину штатно устанавливают задний красный стоп-сигнал, который обычно встроен в габариты или представляет собой отдельно стоящий фонарь. Сегодня мы расскажем, каким может быть стоп-сигнал и по какому принципу он работает.
Штатный вариант
Штатный стоп-сигнал работает на автомобилях, которые были выпущены в последние полвека. До этого дополнительный светильник не устанавливался, а сзади работали лишь габариты для улучшения видимости в темное время суток и туман.
Обычно сигнал встраивается в габариты. Это стало не только отличным решением в плане эргономики, но и позволило не прибегать к дополнительным затратам на корпус фонаря и отдельный крепеж, располагающийся на кузове.
Из чего же состоит тормозной сигнал и за счет каких составляющих он работает? Конечно же, основной и один из самых важных составных элементов — это корпус фонаря. Если речь идет об установке в корпус габаритов, то здесь подразумевается именно он. В чем задача такого корпуса? Во-первых, он предохраняет лампочку от механических повреждений, будь то толчки, удары или тряска. Во-вторых, обычно корпус габаритов абсолютно герметичен. Очевидно, что это позволяет добиться максимальной защищенности от влаги и коррозии, которая может губительно сказаться на проводке.
Внутри корпуса всегда находится источник света, который загорается при срабатывании реле и гаснет, как только это реле перестало подавать напряжение. На старых машинах стоп-сигнал представлен лампочкой накаливания небольшой мощности, рассчитанной на работу в сети постоянного тока. В современных машинах широко применяется светодиодный фонарь, что позволяет получить более яркий луч света и множество других преимуществ.
Лампочка вставляется в цоколь, который подсоединяется к проводке машины. Цоколь выполняется из металла, который не подвержен коррозии и при этом обладает достаточной прочностью и долговечностью. Проводка, которая подходит к цоколю, примыкает к реле, за счет него стоп-сигнал включается и выключается.
Реле, которым обладает стоп-сигнал, срабатывает в те моменты, когда водитель активирует ногой тормозную педаль или ручной тормоз. Обычно реле связано с кнопкой, которая располагается под педалью или рычагом. Как только реле срабатывает, от генератора или аккумулятора подается электрический импульс, за счет которого лампочка загорается, и сзади едущий водитель остается предупрежденным, что авто собирается снизить скорость.
Взгляд на новое
Конечно же, лампы накаливания по-прежнему широко применяются на автомобильной технике. Причем это касается не только недорогих автомобилей отечественного производства, но и иномарок среднего класса сравнительно небогатых комплектаций.
Оказывается, в последнее время все чаще стали устанавливаться светодиодные сборки, за счет которых стоп-сигнал светит более ярко, а его луч видно на несколько сотен метров вперед. Яркость луча, которым обладает фонарь светодиодного типа, — это далеко не единственное преимущество данного типа освещения.
В дополнение можно отметить, что светодиодные лампы имеют куда более значительный срок службы и практически не выходят из строя. Для сравнения: средний срок службы ламп накаливания на автомобиле составляет 2–3 года, тогда как светодиодное освещение обычно работает вплоть до 10 лет при постоянной эксплуатации машины.
Стоп-сигнал должен отличаться еще одним важным свойством: стойкостью к воздействию влаги, перепадов температур и других неблагоприятных климатических факторов. Лампа накаливания слабо обладает всеми вышеперечисленными свойствами, на морозе она часто выходит из строя и требует замены. Кроме того, контакты в цоколе такой лампы неизбежно закисают и не позволяют ей гореть в полную мощность.
Светодиодное освещение также лишено всех этих недостатков. Кроме того, цоколя для светодиодной лампы нет как такового, и он намертво впаян в герметичную гильзу, к которой подводится электрический ток.
Нельзя также не сказать, что светодиодный стоп-сигнал значительным образом экономит ток генератора и аккумуляторной батареи: сравнивая точные данные, несложно выяснить, что горение диода требует почти в 8 раз меньше энергозатрат, чем в случае с лампами накала.
Подводим итоги
Стоп-сигнал в виде двух основных или одного дополнительного фонаря крайне важен для обеспечения информированности едущих сзади водителей о намерении снизить скорость. Наличие такого фонаря способно предотвратить большинство мелких и крупных ДТП, а неисправное устройство многократно повышает опасность передвижения и награждает водителя и пассажиров многочисленными рисками, которых можно было бы избежать.