Свечи зажигания — проверка состояния и замена

Какие проблемы можно выявить?

Строение двигателя таково, что именно свечи зажигания наиболее близки к условиям процесса работы в цилиндре. Поэтому по состоянию свечи можно проверять качество горючего, состав смеси и температурный режим процесса сгорания топлива.

Нагар кофейного и сероватого цвета

Нагар такого цвета на керамической юбке главного нагревателя свечи (центрального электрода), если при этом он равномерен, говорит о том, что в работе двигателя нет никаких нарушений.

Белесый нагар

Керамическая юбка покрыта белым нагаром, и при этом около центрального электрода наблюдаются также металлические вкрапления. Здесь налицо проблемы с охлаждением, вследствие которых свечи перегреваются. От этого поршни в дальнейшем вполне могут прогореть, а клапан — треснуть. Также есть вероятность того, что от изоляторов свечей могут откалываться кусочки, которые попадут между поршнем и цилиндром.

Причем трещины могут быть сначала совсем неприметными, но потом они углубляются, вследствие чего образуются сколы.

Возможная причина перегрева свечи может заключаться в том, что вы неправильно подобрали свечу (выбрали слишком «горячую»). Возможно, у вас слишком сильное опережение зажигания или же вы используете топливо с несоответствующе низким октановым числом

Обратите внимание на «поведение» двигателя во время выключения зажигания. Если мотор глохнет не сразу, то у вас однозначно перегревается свеча

Еще одной причиной перегрева является обедненная воздушно-топливная смесь.

Кирпично-красный нагар

Такой цвет нагара на юбке центрального электрода появляется вследствие работы мотора на освинцованном бензине или на топливе с марганцевыми добавками. Это значит, что топливо имеет высокое содержание металлических присадок.

Если долго ездить на таком бензине, свеча перестанет работать, потому как отложения металла образуют пленку, через которую току будет намного проще пройти, чем между электродами. Поэтому вероятность возникновения искры снизится.

Маслянистый темный нагар

Особенно ярко такой нагар проявляется в резьбовой части. Возникновение такого симптома, возможно, вызвано недостаточной температурой свечи зажигания. Такой же нагар появляется из-за попадания моторного масла в цилиндр или чрезмерного износа направляющих втулок клапана, поршневых колец или же маслосъемных колпачков.

В первые моменты работы двигателя при подобных неисправностях выхлоп автомобиля будет синевато-сизого цвета.

Бархатисто-черный нагар

Черный матовый нагар, похожий на копоть, говорит о том факте, что воздушно-топливная смесь является переобогащенной. Появление такого сухого налета может быть вызвано неверной регулировкой карбюратора, засорением воздушного фильтра или неправильной работой привода воздушной заслонки.

Эти неисправности, чаще всего, сопровождаются повышением потребления топлива. Когда вы установите и устраните неполадки, нагар сам по себе исчезнет при высоких оборотах эксплуатации двигателя.

Процесс замены свечей

Итак, замена свечи доступна любому владельцу при наличии свечного ключа, металлической щетки, сжатого воздуха (лучше от шинного насоса), комплекта новых свеч. Для этого стоит заглушить двигатель, дав ему остыть.

Поэтапная рекомендация предусматривает:

Снять защитный кожух с мотора, если таковой есть (капот поднят).

Осторожно, без рывков снять защитные колпачки, удерживая их, но никак не тянуть за провода (высоковольтные).

Удалить нагар, пыль вокруг керамики и из гнезда так, чтобы грязь не попала в цилиндры.
Сдвинуть свечу специальным (торцевой — шарнирный) ключом (21 мм) с мертвой точки. Дальнейшее выворачивание желательно производить руками, что исключит повреждения резьбы гнезда.

Ввернуть новую свечу вручную.

Далее закручивание осуществляется ключом

Если под рукой есть динамометрический ключ, то затяжка производится усилием 20 Н.м. Следует избегать перетяжки, чтобы не погубить резьбу гнезда.
На контакты надеваются колпачки с высоковольтными проводами.
Завершается работа установкой защитного кожуха, закрытием капота.

В случае работы двигателя с перебоями, свечи проверяются на предмет брака. Выявление такового осуществляется путем поочередного отсоединения проводов. Нужно запомнить, при снятии провода с подозрительной (бракованной) свечи, изменений в работе мотора на слух не наблюдается.

Когда менять

Даже при качественном воспламенении смеси, стабильности двигателя, свечи следует менять своевременно. Делать это нужно с появления его неритмичной работы.

Замена свечей должна быть своевременной

Замена свечи связана:

  • Плохим запуском двигателя.
  • Увеличением расхода бензина.
  • Уменьшением мощности.
  • Мотор троит.
  • Большой пробег без замены свеч.

Для увеличения срока эксплуатации необходимо регулярно проверять зазор между электродами. Отрицательно отражается на работе свечей зажигания эксплуатация автомобиля с не прогретым двигателем, особенно в зимнее время.

Зазор свечей зажигания на ВАЗ-2114

Износ электродов отрицательно влияет на ДВС и определить это можно по увеличенному расходу топлива. Расход топлива на ВАЗ-2114 в режиме городской эксплуатации не должен превышать 10 литров.

Так, большой зазор лучше для воспламенения, поскольку в интервал контактов проходит больший объем горючей смеси и происходит его качественный поджиг. Но такая ситуация может привести к обрыву искры, особенно при работе двигателя на высоких оборотах.

Маленький зазор приводит к мощной, но короткой искре, дуга которой может не разорваться. Ситуация чревата тем, что между контактами остаётся огневая плазма. А это приводит к выходу из строя КЗ (катушка зажигания) и длительному простою автомобиля.

При установке свеч, нелишне визуально проверить СЗ на предмет возможной погнутости электрода или изменения других параметров во время доставки их к месту.

Приобретая СЗ в магазине, установка этих параметров не требуется. Выбор нужно делать исходя из марки своего транспорта.

Время замены

Выход из строя свечи происходит вследствие неправильной эксплуатации автомобиля, неверного подбора их марки, плохого топлива. В результате на элементах появляются дефекты, по которым можно выявить неисправность двигателя.

Основные неисправности

  1. Корпус свечи, электрод замаслены. Происходит вследствие износа поршневых съёмных колец. Масло между кольцами и стенкой цилиндра проникает в камеру сгорания, заливая электрод. Мокрый элемент выдает искру не регулярно, и двигатель начинает работать с перебоями, падением мощности. Возникает необходимость ремонта мотора со всеми вытекающими проблемами.

  2. Скол или поломка изолятора. Сей дефект, во избежание детонации, требует замены свечей.

  3. Налет на корпусе (препятствует возникновению искры). Требует тщательной очистки. Причиной появления налета, считается низкое качество топлива (бензина).

  4. Перегрев корпуса (наличие на нем белого оттенка). Мотивом тому является бензин высокого октанового числа, например, Аи 95 вместо Аи76 или Аи 92. На ВАЗ-2114 владельцы рекомендуют заливать 92 бензин.

  5. Несоответствие марки свечи к двигателю также является поводом для их перегрева.

Белый цвет изолятора, оплавленный электрод свидетельствуют об использовании обедненной горючей смеси. Это приводит к появлению нагара внутри цилиндра. А излишняя длина резьбового элемента свечи приводит к повреждению поршня.

Неисправности свечей и их диагностика

Основным параметром является зазор между электродами свечи, поэтому необходимо знать, какой зазор допустим для вашего двигателя. Данный параметр разнится в зависимости от того, инжектор или карбюратор использован в системе питания. Кроме того, производитель устанавливает свои нормы, касающиеся применения свечей в различных типах двигателей. Обычно зазор лежит в промежутке 0,5-1 мм и если отличается от нормы, то его необходимо регулировать.

Сняли с ВАЗ 2107 карбюратор, перебрали всю топливную систему, а двигатель все равно не тянет? Как ни странно, но проблемы с зажиганием по симптомам очень похожи на неисправности в топливной системе. Можно даже грешить на инжектор, его насос, установленный в баке, если двигатель не набирает обороты. А причина окажется вовсе не в насосе, а в высоковольтных проводах, которые со временем высохли, и утечка тока увеличилась в разы.

Копоть — плохой признак

Нагар на свечах зажигания может говорить о любых неисправностях, вплоть до некорректной регулировки состава топливной смеси. Почему свечи черные, можно узнать, исключив одну за одной описанные ниже причины. При нормальной работе двигателя, с соблюдением всех норм и правил эксплуатации, электроды свечей будут иметь светло-коричневый цвет. Нагар может встречаться, но в очень малом количестве, то же касается и отложений. Как ни крути, но топливо зачастую грязное, с примесями, которые не сжигаются до конца и остаются на стенках камеры сгорания и на свечах.

Бархатистый черный нагар будет говорить о высоком расходе топлива, поэтому необходима замена воздушного фильтра, или же инжектор (карбюратор) необходимо настроить. Светло-серый, а иногда и вовсе белый нагар — в топливной смеси большое содержание воздуха, ездить с такими настройками довольно опасно. Необходимо обеднить смесь, иначе частые перегревы и прогар клапанов в ближайшем будущем обеспечены. А замена клапанов — это не замена свечи на ВАЗ 2107, может влететь в копеечку.

Если у электрода красный цвет, то это говорит о высоком содержании присадок в топливе. Смените заправку, иначе металлы в присадках будут образовывать тонкий слой на юбке свечи, отчего искра перестанет проходить и двигатель просто заглохнет или начнет «троить»

Если присутствуют следы от масла, стоит обратить внимание на маслоотражательные колпачки. Как следствие, вы заметите повышенный расход смазки

В случае разрушения клапана вы увидите на электроде свечей и масляные подтеки, и остатки бензина, и черные отложения. Кроме того, на нем будут присутствовать мелкие металлические частицы. Без ремонта тут не обойтись. Работа с детонацией способна разрушить керамическую часть детали, в этом случае потребуется замена свечи на ВАЗ 2107.

Признаки и причины неисправности свечей

Свечи зажигания и накаливания рано или поздно выходят из строя. Это может быть вызвано разными причинами — естественными старением, использованием некачественного топлива и механическим повреждением. Рассмотрим подробнее признаки и причины их выхода из строя.

Признаки неисправности

Начнем со свечей зажигания, как более распространенных. Итак, к признакам их неисправности относится:

  • трудности при запуске двигателя (обычно этому сопутствует длительная работа стартера);
  • двигатель «троит» (автомобиль дергается при движении, плохо набирает скорость, у него отсутствует тяга и мощность);
  • значительное увеличение расхода топлива;
  • увеличение количества СО в выхлопных газах;
  • снижение динамики двигателя (недостаточный набор оборотов).

Устройство свечи зажигания: 1 — резьба; 2 — торец корпуса (ободок): 3 — боковой электрод: 4 — центральный электрод; 5 — тепловой конус изолятора («юбочка»)

Здесь стоит оговориться, что перечисленные признаки могут быть указывать и на другие неисправности двигателя. Однако при появлении хотя бы одного из них необходимо проверить состояние свечей зажигания, тем более, что сделать это нетрудно.

Теперь перейдем к свечам накаливания. Признаками их выхода из строя является:

  • Затрудненный запуск двигателя в холодную погоду. В особо сложных случаях вообще невозможно завести машину.
  • На холостых оборотах двигатель работает неровно.
  • Из выхлопной трубы идет (происходит имитация богатой топливо-воздушной смеси);
  • Неработающий индикатор спирали на приборной панели. Если он не светится, то велика вероятность того, что вышел из строя датчик температуры или предохранитель, но иногда может свидетельствовать и об отказе свечей. а вот когда эта лампочка светится постоянно. В таком случае, скорее всего, нужно заменить тепловой выключатель. Если это не сделать вовремя, то свеча накала может выйти из строя полностью.

Теперь перейдем непосредственно к причинам, по которым свечи вышли из строя.

Причины неисправностей

Вновь начнем со свечей зажигания. Причиной их частичного или полного отказа может быть:

Изношенная и новая свечи зажигания

  • естественный износ;
  • наличие большого количества сажи;
  • наличие масла на электродах;
  • лаковые отложения;
  • шлаковые отложения;
  • выход из строя центрального электрода;
  • расплавление свечи;
  • износ разъема свечи.

Что касается свечей накала, то причинами их неисправностей может быть:

  • естественный износ и старение;
  • низкое качество дизельного топлива (наличие в нем влаги или различных примесей);
  • проблемы с электропроводкой;
  • проблемы с электронным блоком управления.

Как правило, из строя выходит одна свеча. Если неисправны сразу две свечки, то двигатель попросту не заведется. А вот если из строя вышли все имеющиеся, то причину нужно искать, скорее всего, в ЭБУ.

Полная схема и устройство элементов светозвуковой сигнализации…

представлена на схеме. Правда здесь показано оборудование ВАЗ-2105. Оно отличается от ВАЗ-2104 только другой формой задних блок-фонарей, в остальном же все идентично.

Схема светозвуковой сигнализации ВАЗ-2105:

I – передняя фара; II – боковой поворотник; III – задние блок-фонари; IV – салонный плафон; V – фонарь освещения номерной площадки; VI – лампа освещения подкапотного пространства; VII – схема включения передних фар.

Вспомогательное оборудование обеспечивает предоставление информации водителю об основных параметрах двигателя, а также улучшает обзорность во время движения в условиях плохих погодных условий.

К вспомогательному оборудованию можно отнести датчики контроля за работой мотора (давление, температура, и др.), вентилятор системы охлаждения, система омыва и очистки стекол авто (дворники, омыватели, обогреватели стекла).

Электросхемы автомобиля ВАЗ-2104

   Схема ВАЗ-2104, для автомобилей ранних годов выпуска. От стандартной схемы ее отличают генератор Г-222, 10-ти контактный включатель аварийной сигнализации, 5-ти контактное реле указателей поворотов и аварийной сигнализации, датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра, колодка диагностики, лампа-индикатор обогрева заднего стекла непосредственно в выключателе, отсутствие контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора, двухпозиционный выключатель внешнего освещения и трехпозиционный подрулевой переключатель света.

1 — блок-фары; 
2 — боковые указатели поворота; 
3 — аккумуляторная батарея; 
4 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 
5 — электропневмоклапан карбюратора; 
6 — датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 
7 — микровыключатель карбюратора; 
8 — генератор Г-222; 
9 — моторедукторы очистителей фар*; 
10 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя*; 
11 — датчик включения электродвигателя вентилятора*; 
12 — звуковые сигналы; 
13 — распределитель зажигания; 
14 — свечи зажигания; 
15 — стартер; 
16 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 
17 — подкапотная лампа; 
18 — датчик контрольной лампы давления масла; 
19 — катушка зажигания; 
20 — датчик уровня тормозной жидкости; 
21 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 
22 — блок управления электропневмоклапаном карбюратора; 
23 — электродвигатель насоса омывателя фар*; 
24 — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 
25 — колодка диагностики; 
26 — выключатель стоп-сигнала; 
27 — реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 
28 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 
29 — выключатель света заднего хода; 
30 — штепсельная розетка для переносной лампы; 
31 — прикуриватель; 
32 — лампа освещения вещевого ящика; 
33 — монтажный блок (вместо реле КЗ установлена перемычка); 
34 — выключатели плафонов на стойках передних дверей; 
35 — выключатели плафонов на стойках задних дверей; 
36 — плафоны; 
37 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 
38 — переключатель очистителя и омывателя заднего стекла*; 
39 — выключатель аварийной сигнализации; 
40 — трехрычажный переключатель; 
41 — выключатель зажигания; 
42 — выключатель освещения приборов; 
43 — выключатель наружного освещения; 
44 — выключатель заднего противотуманного света; 
45 — контрольная лампа давления масла; 
46 — комбинация приборов; 
47 — контрольная лампа резерва топлива; 
48 — указатель уровня топлива; 
49 — плафон освещения задней части салона; 
50 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 
51 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 
52 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 
53 — блок контрольных ламп; 
54 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 
55 — контрольная лампа заднего противотуманного света; 
56 — контрольная лампа стояночного тормоза; 
57 — вольтметр; 
58 — спидометр; 
59 — контрольная лампа наружного освещения; 
60 — контрольная лампа указателей поворота; 
61 — контрольная лампа дальнего света фар; 
62 — переключатель вентилятора отопителя; 
63 — выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения*; 
64 — электродвигатель вентилятора отопителя; 
65 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 
66 — электродвигатель насоса омывателя заднего стекла; 
67 — задние фонари; 
68 — моторедуктор очистителя заднего стекла*; 
69 — колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 
70 — фонари освещения номерного знака; 
71 — датчик указателя уровня и резерва топлива.

Распределение работы

Может быть нужно в том случае, если необходимо выявить неисправность в работе мотора. Такие поломки заключаются в нестабильной работе двигателя, то есть в его троении. Заниматься диагностикой блока нужно в тех случаях, когда мощность работы двигателя слишком низкая, а сам ДВС регулярно троит.

Нужно добавить, что ДВС троит не только при движении на скорости, но и на нейтральной передаче. Кроме троения и снижения мощности в транспортном средстве растет расход топлива. Этот признак является первоначальным. На практике перебои в работе силового агрегата наблюдаются при некорректной регулировке карбюратора, поломкой свечей зажигания либо выходом из строя одного из цилиндров. Кроме того, вероятен подсос воздуха в один из цилиндров.

Но для того, чтобы точно выявить неисправность, необходимо знать распорядок работы цилиндров в транспортном средстве. В авто ВАЗ 2106 он следующий: 1-3-4-2. Соответственно, цифрами отмечены непосредственно номера самих цилиндров. Номером «1» на крышке трамблера помечен первый цилиндр. Если смотреть на его крышку со стороны проводов, ведущих к свечам зажигания, то режим работы цилиндров будет 1-3-4-2.

Замена свечей на ВАЗ 2107

  • Высоковольтные провода. Желательно выбирать в силиконовой изоляции, так как они эластичные и на морозе не дубеют. Такие провода прекрасно подходят для климата нашей страны, независимо от того, какие свечи зажигания для ВАЗ вы выберете.
  • Крышку трамблера. Она может не содержать видимых повреждений, но все же заменить ее стоит, потому как даже микротрещина способна нарушить работу всего двигателя. Да и контакты внутри крышки постепенно стираются.
  • Бегунок распределителя с сопротивлением. Даже если он работает пять лет и за это время ни разу не подвел. Возраст говорит о том, что вскоре резистор может разрушиться, контакты отойдут. Поэтому старайтесь менять и бегунок, если проводится замена свечи на ВАЗ 2107, ведь операция эта не слишком сложная.

Если цвет свечи светло-коричневый, значит, работа двигателя идеальна и можно смело устанавливать новые свечи зажигания вместо старых. Но если присутствуют неполадки, постарайтесь устранить их, выяснив, почему свечи черные или белые, и только после этого проводите замену деталей. Снимите крышку с трамблера и поменяйте бегунок. Провода должны быть подключены правильно.

Более того, в этом же руководстве будет указан производитель и марка самих свечей, которые рекомендуется устанавливать. Казалось бы, проблема решена, ответ на вопрос найден, статью можно заканчивать! Однако на деле все далеко не так просто…

Едем дальше — периодичность замены. Она также, скорее всего, обусловлена автопроизводителем или производителем свечей. Все верно, в большинстве случаев так оно и есть, однако есть несколько важных нюансов, которые нельзя не учесть.

Как видите, причин, по которым свечи могут меняться раньше обусловленного интервала довольно много, так что ответ на вопрос: «Когда менять свечи?» у каждого будет свой. Если коротко, то все зависит от состояния двигателя, его возраста и качества свечей.

  • Если машина новая, свечи рекомендуется менять при прохождении регулярного ТО у дилера, через 10 тыс. км пробега, это обеспечит правильную обкатку двигателя и ровную его работу.
  • Если автомобиль имеет значительный пробег, но вам небезразлично сколько мотор кушает на 100 км., как он работает и как ускоряется ваша машинка, то менять свечи лучше спустя 20-30 тыс км. пробега, при условии, что сами свечи способны осилить этот пробег. Если свечи зажигания качественные, то скорее всего, им пробег 30 тыс. будет под силу.
  • Если авто эксплуатируется регулярно, условия эксплуатации не самые лучшие, а топливо либо плохое, либо очень плохое, менять свечи лучше чаще, например, каждые 10-15 тыс. км. Более того, учитывая все вышеперечисленные аргументы, рекомендуется также сделать более частой замену топливного фильтра.

Если вы не знаете когда менять свечи, вы можете произвести их проверку и визуальный осмотр, после которого будет проще принять решение — менять или не менять. Руководствуясь таблицей приведенной ниже, сделайте вывод о состоянии свечей своего авто. Для увеличения нажмите на картинку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПорталМашин.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: