Замена
Чтобы снять помпу, нужно сначала демонтировать привод ГРМ. Иногда можно услышать мнения, что без этого можно спокойно обойтись. Но на практике снять помпу, не демонтируя привод ГРМ, невозможно. Конечно, открутить его вполне реально, но вот извлечь насос через имеющееся отверстие, весьма проблематично. Поэтому все-таки придется пол мотора разбирать. Приступая к работе, всем кто пересел на «двенашку» с ВАЗовской «классики» взгрустнется, там эта замена помпы была в разы проще. Опытные водители приурочивают замену насоса к работе по установке нового ремня привода ГРМ. Ведь помпа все равно вскоре выйдет из строя. Замена ее происходит по следующей схеме:
Необходимо установить автомобиль на смотровую яму, при ее отсутствии задомкратить левое колесо и снять его. Снимается аккумулятор и сливается охлаждающая жидкость;
Ослабляется болт крепления генератора, после чего он поднимается вверх;
Выставляем метки ГРМ
Это важно для последующей сборки;
Откручивают шкив коленвала. Он прокручивается
Но справиться с этой проблемой можно 2 способами. Первый, это помощник с помощью монтажной лопатки клинит маховик через окошко в картере сцепления. Для второго вам также понадобится помощник. Он, включив четвертую передачу, будет держать выжатой педаль тормоза. Таким образом, вы обеспечите коленвалу неподвижность, и сможете ключом на 17 открутить болт крепления шкива;
Откручиваются болты крепления шкивов распредвалов. Для этого вам понадобится специальный держатель. Если его нет, то можно застопорить валы с помощью распорки. Только делайте это аккуратно, не повредите зубья шкивов;
Снимается кожух. Он выполнен из пластика. Один болт придется откручивать снизу, вот для этого колесо и снималось;
Теперь можно начинать демонтаж помпы. Для этого вам стоит обзавестись шестигранником. Она крепится на 3 болтах. Снимаете насос, аккуратно постукивая по нему;
Перед установкой заменяете прокладку. Ее следует намазать с двух сторон герметиком;
Сборку произвести в обратной последовательности. При установке привода ГРМ в обязательном порядке отрегулируйте натяжение ремня.
Заключение
Замена помпы на ВАЗ 2110/11/12
Автомобили ВАЗ десятого семейства выпускаются с 8- и 16-клапанными двигателями. Алгоритм замены помпы не зависит от количества клапанов.
Выбор помпы
При покупке новой помпы следует придерживаться следующих правил:
Следует выбирать надёжного производителя, отдавая предпочтение известным брендам и избегая дешёвых подделок.
Нужно обращать внимание на каталожный номер изделия — 21081307010 для ВАЗ 2110/11/12.
Изделие должно иметь заводскую упаковку с характерными для каждого производителя товарными знаками и голограммами.
В комплекте с помпой всегда должна поставляться прокладка.
В упаковке должен иметься гарантийный талон, позволяющий при обнаружении дефектов обменять или вернуть помпу.
Качественная помпа должна в комплекте иметь не только заводскую упаковку, но и гарантийный талон с прокладкой
Стоимость новой помпы для 8-клапанного двигателя начинается от 800 руб., а для 16-клапанного — от 1 тыс. руб. В автосервисе работа по замене помпы оценивается примерно в 1 тыс. руб. Наибольшей популярностью пользуются водяные насосы производства ТЗА и HEPU.
Расположение помпы
На ВАЗ 2110/11/12 водяной насос расположен на блоке цилиндров с правой стороны. Это обусловлено конструктивными особенностями газораспределительного механизма, так как крыльчатка начинает вращаться только после запуска двигателя и ремня ГРМ. То есть конструкция механизма газораспределения изначально предполагает использование помпы.
Водяной насос входит в состав механизма газораспределения и устанавливается с правой стороны блока цилиндров
Необходимые инструменты
Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов:
- рожковый ключ на 17;
- головка на 10;
- удлинитель;
- вороток.
Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов
Порядок замены помпы на ВАЗ 2110/11/12
Замена помпы не требует полного обновления ОЖ. Однако временное опустошение системы охлаждения необходимо для сброса давления в системе. Это сводит возможность получения травм к минимуму. Более того, остатки ОЖ в процессе работ будут вытекать из посадочного места помпы.
После замены помпы заливать новый тосол рекомендуется в тех случаях, если ресурс старой ОЖ уже выработан. В противном случае система заполняется слитой перед ремонтом ОЖ.
Заменить водяной насос на ВАЗ 2110/11/12 сможет даже неискушённый автовладелец. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Автомобиль устанавливается на ровной поверхности.
- Поднимается капот и отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.
-
Откручивается крышка расширительного бачка.
- Под двигатель напротив сливного отверстия подставляется ёмкость для ОЖ.
-
Ключом на 13 откручивается сливной болт. Когда ОЖ стечёт, болт закручивается обратно.
- Ключом на 10 отворачиваются болты крепления пластикового кожуха привода ГРМ. Кожух снимается.
-
Чтобы не сместились фазы газораспределения, нужно правильно выставить метки. Ключом на 19 проворачивается болт крепления шкива коленвала. Он вращается до совмещения меток на заднем кожухе привода ГРМ с метками на звёздочке распредвала.
- Чтобы шкив коленвала не проворачивался, между его зубьев вставляется плоская отвёртка.
-
Ключом на 17 отворачивается болт крепления звёздочки распределительного вала. Звёздочка снимается.
-
Ключом на 17 ослабляется ролик натяжения. Снимается ремень ГРМ и сам ролик.
-
Головкой на 10 откручивается крепления металлической защитной крышки ремня ГРМ.
-
Головкой на 10 отворачиваются три болта крепления помпы. Снимается защитная крышка.
-
Вынимается помпа вместе с прокладкой.
-
С посадочного места удаляются загрязнения и остатки прокладки. Место протирается ветошью.
-
На посадочное место устанавливается новая прокладка, предварительно обработанная с обеих сторон герметиком, а на неё — новая помпа.
- Сборка производится в обратной последовательности.
Инструкция
Подробный и последовательный процесс замены помпы будет рассмотрен для ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем 1,6:
- С помощью специальной ямы в гараже или подъемника проще произвести замену водяного насоса. Но они есть не у всех, потому будем рассматривать процесс замены в простом гараже без ямы.
- Демонтируйте переднее колесо справа.
- Чтобы предоставить себе доступ к шкиву коленчатого вала, демонтируйте защитный брызговик из пластика, выкрутив саморезы крепления элемента к корпусу и сняв.
- Зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания. Это в ваших же интересах безопасности и удобства, а еще необходимо для того, чтобы не сбить фазы газораспределения.
- Ослабьте ремень генератора и ГРМ с помощью натяжного ролика, который достаточно слегка ослабить.
- Открутите крепление коленчатого вала.
- После ослабления крепления проведите демонтаж шкива.
- Далее необходимо разобрать механизм газораспределения, во время которого демонтируются все элементы – кожух, шкивы и ролики.
- Только теперь мы добрались до насоса. Открутите его болты крепления – 3 штуки. Проведите демонтаж устройства.
- Вытащите полностью насос.
- Установка аналогична, но проводится в обратном порядке.
Соблюдайте последовательность, чтобы не нарушить целостность «цепи» системы в итоге.
Замененный насос позволит вам забыть о проблемах с ним на ближайшие 40-50 тыс. км.
Процесс замены бензонасоса на ВАЗ-2112
Бензиновый насос на ВАЗ-2112 находится в топливном баке. Тип детали называется погружаемый. Поэтому, для замены понадобится его вытащить именно с бензобака. В нём находится ДУТ (датчик уровня топлива), который передаёт показания об остатке на панель приборов.
Для правильной замены рекомендуется провести следующую последовательность действий:
- Отсоединяем АКБ.
- Проводим демонтаж заднего дивана.
- Выкручиваем два самореза крепления верхней пластины.
- Демонтируем крышку люка.
- Отключаем разъемы электропитания на бензонасосе.
- При помощи ключа на 17 выкручиваем трубки подачи топлива.
- Теперь, освобождаем прижимное кольцо и демонтируем его.
- Приподымаем, аккуратно бензонасос, выводим поплавок из полости бака.
- Демонтируем бензиновый насос.
- Меняем резиновое уплотнительное кольцо, которое находится на нижнем посадочном месте.
- Сборку проводим в обратном порядке.
Теперь бензиновый насос заменен и можно ездить дальше. Средний ресурс нового изделия составляет 150 000 км.
Причины выхода из строя бензонасоса
Причин выхода из строя бензинового насоса не много и их можно достаточно легко запомнить, а также понять, почему он поломался. Более подробно мы писали в материале: почему не качает и не работает бензонасос на ВАЗ-2112.
Итак, рассмотрим, основные из них:
- Низкокачественное топливо приводит к засоренности и поломке механических деталей бензинового насоса.
- Износ внутренних деталей бензонасоса.
- Возникновение задиров и раковин, которые возникаю в основном в зимний период, когда вода в бензине превращается в льдинки.
- В летнее время при сильной жаре бензин теряет смазочные свойства, что может привести к выходу из строя.
Выбор
К выбору электробензонасоса стоит подходить ответственно, поскольку если он откажет в дороге, то автомобиль не сможет продолжить движение. В сборе, эта деталь имеет артикул — 2112-1139010. Он применяется, как и для оригинального изделия, производства АвтоВАЗ, так и для аналогов.
Вторым по популярности становится производитель Пекар, который производит достаточно надежные запасные части к автомобилям семейства ВАЗ многие годы. Ценовая политика на электрические погружаемые бензиновые насосы 10-12 поколения колеблется в районе 1200 рублей.
Как именно произвести демонтаж старой помпы
Процедура установки нового насоса охлаждающей жидкости с технической стороны не отличается особой сложностью. Однако, от исполнителя требуется кропотливость и ответственность в исполнении. Рекомендуется также замена ремня ГРМ, а также его специальных роликов (натяжного и обводного).
К слову, процесс замены помпы на ваз 2112 займёт у вас не более нескольких часов. На деле вы получите незаменимые практические навыки и экономите более 1 тыс. рублей, которые с вас попросили бы на СТО. Выгода более чем очевидна.
Алгоритм действий:
1. Избавляемся от абсорбера и бачка гидроусилителя, поскольку они будут нам мешать в дальнейших ремонтных работах;
2. Снимаем сервисный ремень, ослабив натяжной ролик последнего;
3. Отсоединяем натяжной ролик, снимаем защитную крышку под ним;
4. Далее для удобства выполнения работ нам придётся снять правое колесо и брызговик;
5. Перед следующим этапом не забудьте слить антифриз в чистую ёмкость;
6. Вращая коленвал, через ременную передачу поворачиваем распредвал таким образом, чтобы небольшая выступающая метка на нём совпала с аналогичной на корпусе защитной крышки;
7. Попросим товарища включить пятую передачу, до упора нажав на тормоз. Тем самым мы стопорим коленвал, снимаем шкив и защитную крышку под ним;
8. Ослабляем натяжение ремня ГРМ, отпустив натяжной и обводной ролики. Теперь можно снять сам ремень;
9. Откручиваем ролики, шкивы распредвалов и пластину под ними
Обратите внимание, что правый распредвал имеет оригинальную конструкцию;
10. Наконец, мы добрались до помпы
Откручиваем три удерживающих её шестигранных болта. Помпа может настолько герметично и плотно быть посаженной, что снять её, возможно, получиться лишь при помощи молотка и деревянной наставки.
Поздравляем, замена помпы ваз 2110-2112 готова. Сборку выполняем в обратной последовательности.
Признаки неисправности помпы
Благодаря вращению насоса, приводимого в движение ремнём ГРМ, крыльчатка осуществляет циркуляцию специальной жидкости (тосол, антифриз) по малому и большому контуру системы охлаждения. Повреждённый насос, может стать причиной перегрева двигателя или повлечь обрыв ремня газораспределения. Чтобы избежать экстренной ситуации в дороге, следует вовремя делать профилактический ремонт. На ВАЗ 2110 с двигателем 8 клапанов, предзнаменование замены помпы возможно узнать по симптомам, описанным ниже.
Шум со стороны крышки ремня ГРМ
При работающем моторе, со стороны защитного чехла ремня газораспределения, воспроизводится шаркающий вращающийся звук. Это показатель того, что подшипники помпы достаточно изношены. Согласно регламенту ТО, следует менять насос, каждую вторую замену ремня ГРМ. Не стоит пренебрегать рекомендацией, так как подшипники вала качения работают под нагрузкой и сравнительно быстро изнашиваются. Иногда, в обойму подшипников попадает тосол или антифриз, из-за негерметичности сальника. Как следствие, смазка вымывается, а износ трущихся деталей ускоряется.
Течь охлаждающей жидкости из-под насоса
Не соосность шкивов приводных валов
Бракованная помпа, может послужить результатом шумной работы двигателя и частыми обрывами ремня ГРМ. Согласно эксплуатационным характеристикам, вращение шкивов с перекосом не обеспечивают автомобилю, завяленный ресурс работоспособности. Ремень не может выдерживать дополнительные нагрузки и рвётся на пробеге до 1000 км. Как результат, придётся заменить бракованную помпу, иначе на таком ВАЗ 2110 — внеплановая замена ремня ГРМ станет регулярной процедурой.
Перегрев мотора
Крыльчатка насоса может частично разрушаться. Недостаток лопастей, приводит к снижению циркуляции ОЖ. Как следствие, двигатель не получает должного охлаждения от малого контура и возрастает температура, вплоть до закипания. Перегрев, в свою очередь, пагубно влияет на мотор.
Среди наиболее распространённых последствий, следует перечислить самые трудно устранимые:
- может «повести» головку блока цилиндров;
- прогорает прокладка ГБЦ;
- разрушаются поршневые кольца;
- мотор рискует заклинить;
- вкладыши коленчатого вала выходят из строя.
Пошаговая процедура работы
Заменить водяной насос можно на эстакаде или при помощи домкрата с дополнительными упорами. Для замены помпы необходимо снять ремень и ролик натяжного типа, а потом:
- поднять капот;
- отсоединить провода от минуса на АКБ;
- убрать крышку с расширительного бака;
- слить тосол в емкость;
- вернуть крышку на прежнее место;
- убрать переднее колесо справа;
- выкрутить 3 болта кожуха и убрать его;
- зафиксировать коленвал вверху первого цилиндра;
- вставить между зубцов отвертку подлиннее;
- удалить ремни, 5 болтов снизу помпы и ролик;
- выкрутить 3 болта сверху помпы;
- почистить корпус от имеющейся прокладки;
- зафиксировать новую прокладку и помпу;
- собрать конструкцию обратно.
Если придется заменить помпу, то стоит обратить внимание на агрегат от той же компании, что и прежний вариант. Если рабочий ресурс помпы не выработан, то ее можно отремонтировать, применяя ремонтный комплект
Особенности замены на 16-клапанном моторе
Разница в замене помпы на 16-клапанном двигателе сводится только к тому, что у этого мотора установлено два распредвала, а значит и две приводных шестерни.
Поэтому при разборке необходимо совмещать метки на обеих шестернях.
И далее, уже в процессе разборки, следить, чтобы распредвалы не сдвинулись, и не нарушилось их положение.
После установки новой помпы и ремня с последующей его натяжкой обязательно проверяется совпадение меток. То есть коленчатый вал проворачивается несколько раз, затем устанавливаются метки на распредвалах и проверяется совпадение их на маховике.
В этом и вся разница между процессом замены на 8- и 16-клапанном двигателях ВАЗ-2110.
В целом, описанный процесс замены водяного насоса подойдет практически для всех автомобилей, двигатель которых оснащен ременным приводом ГРМ.
Разница, конечно, в некоторых моментах разборки будет, но она не значительна.
Поэтому расписанная последовательность действия является практически универсальной, особенно для автомобилей ВАЗ, начиная с модели 2108.
Советы по выбору
Теперь немного по выбору помпы. Сейчас рынок автомобильных запчастей предлагает широчайший выбор данного узла самых разных производителей. Но, к сожалению, имеется и очень много подделок.
Выбирая водяной насос, предпочтение желательно отдать изготовителю, который является поставщиком своей продукции на автомобильный завод.
Перед покупкой необходимо осмотреть упаковку насоса – она должна быть из твердого картона, с нанесенной информацией, указывающей характеристики узла, а также данные производителя. Обязательно должна быть голографическая наклейка.
Внутри, помимо узла должна иметься прокладка под него и болты крепления (но не всегда), а также гарантийный талон.
Внимание необходимо обратить и на саму помпу – при проверке не должно наблюдаться люфтов, а при вращении – подклиниваний и заеданий. Многие производители модернизируют помпы, особенно это касается лопастей
Многие производители модернизируют помпы, особенно это касается лопастей.
В данном случае ищите отзывы водителей на форумах про данную модель устройства, в большинстве случаев вы получите правдивую информацию.
Как проверить работоспособность помпы Ваз 2113 Ваз 2114
Проверка правильности функционирования водяной помпы может производиться несколькими способами, мы рассмотрим некоторые, на мой взгляд, наиболее эффективные из них на примере ВАЗ 2113.
Первый способ — самый простой, он предусматривает прогрев двигателя ВАЗ 2114 до рабочей температуры (стрелка датчика станет вертикально). Затем нужно пережать верхний патрубок радиатора, если водяная помпа рабочая вы ощутите в передавленном патрубке пульсацию охлаждающей жидкости.
Проверьте исправность сальника, не сочится ли сквозь него жидкость через контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Чтобы сделать это, снимите крышку ремня ГРМ, затем внимательно осмотрите вышеуказанное отверстие. Обнаружив коричневые отложения, вам нужно будет заменить сальник с водяной помпой или без нее.
Когда в передней части двигателя слышен затяжной звук, можно предположить, что из строя вышли подшипники вала насоса. Чтобы в этом убедиться проверьте люфт вала, для этого нужно покачать приводную звездочку водяного насоса.
В случае отсутствия визуальных признаков неисправности, рекомендую демонтировать помпу и произвести более детальный осмотр
В сущности, вам необходимо обратить внимание на обратную сторону ротора. Наиболее частой проблемой становятся разрушенные коррозией лопасти.
Если водяная помпа на Ваз 2113 неисправна, произведите ее ремонт или полную замену.
Ремонт помпы ВАЗ 2110/11/12
Если вышедший из строя водяной насос относительно новый, а ресурс его ещё не выработан, можно попробовать его отремонтировать. Для этого потребуются специальные инструменты, новые детали, уплотнители и т. п.
Для ремонта неисправной помпы потребуется приобрести необходимые детали
Разборка помпы
Разборку помпы выполняют в следующей последовательности:
- Снятая помпа протирается сухой ветошью.
- С помощью специального съёмника снимается шкив.
- Молотком с вала сбиваются подшипники.
- Вал вынимается из корпуса насоса.
- Снимается крыльчатка.
- Убирается сальник или то, что от него осталось.
- Внутренности тщательно промываются и очищаются.
Если помпа протекала, то необходима замена сальника. Причиной свиста на высоких оборотах обычно является сильная выработка вала.
Видео: разборка помпы
Замена сальника
Сальник представляет собой резиновый уплотнитель, состоящий из металлического обода, пружинки и резины. В любом случае при разборке помпы сальник следует заменить, поскольку резина быстро изнашивается. Порядок действий при замене сальника следующий:
- С вала снимается старый уплотнитель.
- Посадочное место очищается от загрязнений.
- Устанавливается новый уплотнитель.
Причиной протечек помпы обычно является износ сальника
Замена вала и подшипников
Часто из-за большой выработки приходится менять подшипники. Выбить их можно лишь при помощи специальных инструментов (съёмника или гидравлических тисков). Поэтому обычно в помпу ставят новый вал с уже насаженными на него подшипниками.
Вал помпы меняют вместе с подшипниками
Замена патрубка насоса
Изменения давления в системе охлаждения часто приводит к деформации подводящих и отводящих ОЖ шлангов. Замена этих шлангов производится следующим образом:
- Отвёрткой ослабляется хомут со стороны помпы.
- Снимается крепёж вместе со шлангом.
- Ослабляется и снимается хомут с другой стороны.
- Патрубок снимается и вытаскивается из-под капота.
Смазка помпы
Периодическая замена смазки водяного насоса заметно увеличит срок его службы. В некоторых конструкциях помпы для смазки предусмотрены специальные отверстия. Если такого отверстия нет, потребуется разборка водяного насоса.
В некоторых водяных насосах для смазки предусмотрены специальные отверстия
Алгоритм замены помпы
Помпа отмечена стрелочкой.
Далее будет представлена пошаговая инструкция по установке водяного насоса.
- Необходимо подготовить автомобиль, установив его на эстакаду либо смотровую яму в гараже.
-
Открыть капот, снять минусовую клемму АКБ, что позволит отключить питание.
- Открыть крышку расширительного бака.
- Расположившись под автомобилем, следует подставить под двигатель таз, объёмом не меньше 5 л, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость.
-
Ключом на 13 открутить пробку слива антифриза и слить её в таз. После этого, закрутить пробку.
-
Открутить три болта, которые крепят кожух привода газораспределительного механизма и снять его.
-
Установить коленвал в верхнюю мёртвую точку первого цилиндра путём выключения передачи. После этого, повернуть болт ключом на 19, который фиксирует ролик генератора до метки, где совпадают шестерни распределительного вала с меткой на заднем кожухе привода газораспределительного механизма.
-
Вынув заглушку на картере сцепления, проверить, совпадают ли с ним метки на маховом колесе.
-
Зафиксировать коленвал, вставив в зубья махового колеса плоскую отвёртку.
-
Ключом на 17 следует ослабить гайку, которая фиксирует натяжной шкив. После чего, сам шкив, при помощи специального ключа нужно провернуть против часовой стрелки, что вызовет ослабление натяжения ремня ГРМ.
-
Снять ремень и ролик натяжения.
-
Открутить болты (5 штук), которые крепят нижний кожух привода газораспределительного механизма, а также те, которые фиксируют помпу (3 штуки) при помощи головки на 10.
- Снять кожух.
-
При помощи отвёртки, поддеть корпус насоса и вытянуть его.
-
Зачистить поверхность, где располагалась помпа от остатков изношенной прокладки.
- Смазать новую прокладку с двух сторон автогерметиком и поставить на корпус новой помпы.
-
Установить новую помпу.
Для натяжения ремня можно использовать отвертку, вставленную между двумя винтами, если нет специального ключа.
Кроме того, при установке ремня газораспределительного механизма, следует проверять его натяжение. Правильное натяжение характеризуется беспрепятственным проворачиванием его пальцами не больше чем на 90 градусов.
Проверяем натяжение ремня.