Тормозная система предназначена для того, чтобы контролировать скорость и при необходимости осуществлять полную остановку автомобиля. Гидравлические тормоза — это один из наиболее современных и эффективных видов систем торможения. Сегодня мы выясним, по какому принципу работает гидравлическая тормозная система и из каких функциональных элементов она состоит.
Немного теории
Задние тормоза с гидравлическим приводом появились достаточно давно. Тем не менее дисковые гидравлические тормоза являются не единственным вариантом, на данный момент поставляемым на автомобили. Другими словами, прежде чем выяснять, какое устройство имеет задний дисковый тормоз, стоит выяснить, каков принцип работы простейшей тормозной системы. Это позволит лучше понять физику, по которой функционирует тормоз на авто, и осознать, для чего нужна каждая из составляющих.
Очевидно, что единственным элементом системы торможения, который виден глазу водителя автомобиля, является педаль. При ее нажатии осуществляется полная или же частичная остановка машины. Причем от интенсивности нажатия зависит, насколько быстро произойдет остановка, и не заблокируются ли колеса, отправив машину в юз.
Однако основной узел, из которого состоит тормозная система с гидравлическим или механическим приводом, располагается непосредственно на ступице колеса. Обычно это устройство состоит из двух составляющих. Первая из них закрепляется непосредственно на ступице.
В зависимости от разновидности системы торможения, эта составляющая называется диском или барабаном. Ее задача — перенимать трение, которое передается колодкой, и сдерживать вращение колеса, тем самым уменьшая количество оборотов.
Привод является еще одной частью тормозной системы передней и задней оси и может быть механическим или гидравлическим. Принцип работы механического привода основывается на том, что сам привод колодки связан с педалью при помощи гибкого торса. Таким образом, при воздействии на педаль трос сжимает механизм, и колодка прижимается к диску, осуществляя торможение.
Если же привод задних тормозов является гидравлическим, вместо троса применяются патрубки с жидкостью. При нажатии на педаль давление жидкости уменьшается, и колодка прижимается к диску или барабану.
Основные составляющие
Рассмотрим более детально гидравлический тормоз. В отличие от описания общей классификации тормозных систем, устройства с гидравлическим приводом имеют несколько функциональных особенностей, обуславливающих принцип работы задних или передних тормозов.
Как уже было сказано, основной составляющей системы с гидравлическим приводом является тормозная педаль.
Как правило, она имеет механизм, но в некоторых случаях ее функционирование производится при помощи электронных помощников, применяемых на автомобилях премиум-сегмента.
Следующим звеном, которое соединяет педаль с механизмом торможения задних колес, является главный тормозной цилиндр. Его задача — равномерное распределение потока тормозной жидкости между передними и задними колесами, обеспечивая тем самым более эффективное торможение. Главный цилиндр изготавливается из металла и имеет толстые стенки, позволяя жидкости иметь достаточно высокое давление.
Еще одним элементом систем с гидравлическим приводом является вакуумный или электрический усилитель тормозов, рассчитанный на работу и с передней, и с задней осью. Его задача — многократное усиление воздействия педали торможения и, таким образом, достижение более эффективной работы гидравлических тормозов. В зависимости от разновидности, к которой относится гидравлический тормоз, усилитель может иметь как механический, так и электрический подвижный элемент, который позволяет более точно вымерять необходимое тормозное усилие.
Также имеется система шлангов, по которым циркулирует тормозная жидкость. Находясь под давлением, она способна необходимым образом воздействовать на механизм торможения автомобиля, приводя его в нужный момент в движение. При этом часть шлангов подходит к передним колесам, когда как отдельные трубки рассчитаны на работу с задней осью.
Гидравлические тормоза работают за счет дисков или барабанов, установленных на ступице колеса. Напротив них устанавливаются тормозные колодки, изготовленные из специального, особо стойкого материала. Колодки вкладываются в суппорт, в суппорте находится рабочий цилиндр, который оказывает давление на колодки колеса, где он установлен.
Под капотом автомобиля располагается расширительный бачок. Основная задача этого бачка – снабдить главный тормозной цилиндр необходимым количеством жидкости и разделить всю систему на несколько контуров – задний и передний.
Принцип работы
Несмотря на кажущуюся внешнюю сложность устройства тормозов, на деле все оказывается намного проще.
Представим, что происходит, когда водитель автомобиля производит очередное нажатие педали тормоза, ожидая немедленного уменьшения скорости качения. В первую очередь срабатывает механизм педали, который жестко привязан к главному тормозному цилиндру, наполненному жидкостью.
Давление в системе немедленно возрастает, и от цилиндра по трубкам начинает поступать жидкость под достаточно высоким давлением. В итоге жидкость поступает и к суппортам автомобиля, работающим за счет усилий гидравлики.
При повышении давления жидкость пытается расшириться и толкает поршень внутри суппорта. Суппорт начинает двигаться, а вместе с ним в движение приводится и сама колодка. В итоге колодка постепенно прижимается к тормозному диску или барабану и трется об него. За счет трения вырабатывается тепло. Вместе с тем колеса начинают крутиться медленнее, и в итоге машина полностью останавливается.
Подводя итоги
Гидравлическая система тормозов на сегодняшний день является наиболее совершенной и эффективной в сравнении с любыми другими известными разновидностями. Зная устройство гидравлических систем, можно понять не только логику поведения тормозов автомобиля, но и с легкостью диагностировать неисправности, тем самым освобождая себя от материальных затрат на диагностику в сервисе.