Ежесезонно водителям приходится задумываться о смене зимних покрышек на летние или наоборот. Разумеется, это не касается тех, кто предпочитает всесезонные покрышки или же попросту катается только летом. Однако всех касается тот факт, что без знания обозначений типоразмера подобрать покрышки для своего железного коня крайне проблематично и трудоемко. Сегодня мы расскажем о том, как производится расшифровка размера покрышек легкового автомобиля и что необходимо знать, чтобы не ошибиться при этом столь важном и ответственном выборе.
Суть вопроса
Что мы знаем о размере резины? Мы знаем, что покрышки могут быть широкими и узкими, высокими и низкими, большими и маленькими. Но это все достаточно приблизительное и неточное видение проблемы подбора покрышек для своего железного коня. Автомобилист сталкивается с большим числом трудностей, не имея достаточных знаний и опыта.
Разумеется, существует всевозможная сервисная документация, которая многократно облегчает задачу поиска и сводит предлагаемый магазинами города ассортимент к необходимому минимуму. Однако для незнакомого с понятием типоразмера человека это всего лишь цифры, и они не способны ему сказать ровным счетом ничего. К сожалению, даже в сервисной книжке, которая предназначена для простого владельца, цифры указываются в чистом виде, без какой-либо справки или пояснений. Просто необходимо искать такие покрышки, маркировка которых будет полностью совпадать с указанной и не отличаться от нее ни на миллиметр.
Какие проблемы влечет за собой такой «слепой» метод поиска по обозначению? Во-первых, очень трудно на десятках полок пересматривать каждую покрышку на предмет ее типоразмера и искать маркировку, которая располагается на ее боковой части. Учитывая, что обычно шины как раз ставят на сторону протектора, это не позволяет увидеть покрышку на полке, не отодвигая ее самому.
Во-вторых, велика вероятность ошибиться, случайно увидеть не ту цифру или попросту не разглядеть ее при недостаточном освещении. Поэтому важно визуально понимать, как должна выглядеть покрышка того или иного типоразмера.
На это рассуждение, разумеется, найдется немало скептиков, которые станут утверждать: в магазине можно обратиться за услугами продавца-консультанта. Специалист поможет решить все возникающие вопросы и сделает выбор более правильным и грамотным. Но неужели не проще научиться самостоятельно выбирать шины по их размеру, визуально понимать, какая модель покрышки может потенциально подойти, и рассматривать ассортимент со знанием дела? Эта статья предназначена для тех, кому не хочется зависеть от посторонних людей и кто хочет научиться решать самостоятельно все проблемы подобного плана.
Ширина
Типоразмер покрышки всегда указывается тремя цифрами, отделенными друг от друга косой чертой. Это общепринятый стандарт, поэтому никаких сюрпризов у автовладельца по ходу выбора шин на свой автомобиль не возникнет.
Первая цифра, которая почти во всех случаях является трехзначной, означает такой размер, как ширина покрышки. Обычно ширина выражается в миллиметрах, а указанная цифра всегда кратна пяти.
Почему ширина так важна? Почему при выборе размера автомобилисты всегда обращают на нее внимание и стараются всеми силами сделать так, чтобы величина совпадала с той, что указана в сервисной документации?
Ответ на этот вопрос можно дать лишь после краткого объяснения того, каким образом шина садится на диск и каким образом она имеет с ним столь надежное и герметичное соединение. Дело в том, что диск имеет на своем внешнем радиусе небольшие выступы. Эти выступы всегда идеально ровны и отполированы, поэтому при очередном шиномонтаже им уделяется особое внимание.
Особенно внимательные автомобилисты могут заметить, что эти выступы имеют достаточно сильное утолщение: это сделано для предотвращения каких-либо деформаций и повреждений по ходу эксплуатации. На эти выступы и садится покрышка, которая также имеет выступы встречного типа, только уже на своем внутреннем радиусе. Заходя друг за друга, выступы приходят в зацепление, за счет чего и происходит соединение покрышки и диска.
Теперь становится уже понятнее, для чего размер шины подбирается таким образом, чтобы ширина совпадала и не отклонялась даже на несколько миллиметров от заданного стандарта. Ведь в противном случае, при несовпадении размера в любую сторону, шина попросту не сядет на диск должным образом. Если покрышка окажется слишком толстой, то будет выпирать за диск, и произвести надежное и герметичное соединение при шиномонтаже окажется практически невозможно. Если же шина слишком тонкая, то ее внутренние ребра не дотянутся до ребер диска, и накачать такое колесо окажется невыполнимой задачей.
Профиль
Профиль — достаточно непривычное слово для тех, кто приобрел собственный автомобиль и только начинает постигать все основы технического обслуживания и самостоятельного подбора расходников и комплектующих.
Тем не менее на поверку все оказывается достаточно просто. Необычное слово, которое берет свое начало в специальной технической документации, означает размер боковой части покрышки. Иными словами, профилем называется расстояние от внутреннего обода до внешнего. Однако число это не выражается в миллиметрах, чем ставит в тупик абсолютное большинство потенциальных покупателей.
На самом же деле высота профиля имеет исчисление в процентах, а потому его величина редко превышает отметку 100. На данном этапе у большинства читающих эту статью возникнет один и тот же вопрос: процент от чего берется, и как считать фактический размер профиля? Ответ на этот вопрос очень прост. Дело в том, что в основу величины профиля берется доля ширины, которую можно выяснить по первой цифре, обозначающей типоразмер.
Вдаваясь в азы арифметики и вспоминая школьную программу, несложно понять алгоритм, по которому можно подсчитать высоту профиля, выражающую показатель в миллиметрах. Для этого достаточно умножить первую цифру, указанную в типоразмере, на вторую, а затем разделить полученное число на сто. Плюсы процентного выражения профиля заключаются в том, что таким образом можно выяснить показатель в миллиметрах с точностью до десятой или даже до сотой, что имеет преимущество при проектировании шин и их выпуске для авто.
Радиус
Раз в маркировке покрышки указываются три цифры, самое время поговорить о третьей, последней, которая, тем не менее, также крайне важна при выборе.
Радиус всегда стоит после латинской буквы R. Это означает, что покрышка имеет радиальный тип, то есть волокна корда здесь располагаются параллельно поверхности, на которую нанесен протектор. Цифра, которая располагается после этой латинской буквы, всегда двузначная, за исключением, конечно, карьерных самосвалов и другой, строго специальной техники.
Что же означает радиус и для чего он нужен? По определению, радиусом является расстояние от воображаемого центра симметрии покрышки до ее внутреннего обода. Это обозначение, согласно стандарту, выражается в дюймах, поэтому не стоит удивляться столь небольшому указываемому числу на корде.
Почему так важно, чтобы радиус покрышки совпадал с радиусом диска, на который она устанавливается? Дело в том, что он является самой важной характеристикой посадочного места шины. Если по каким-либо причинам радиус приобретенной покрышки оказался больше того, которым обладает диск, то покрышка попросту провалится и не сможет герметично с ним соединиться. И наоборот: если радиус резины меньше радиуса диска, то, скорее всего, ни при каких усилиях резину не удастся растянуть и насадить ее таким образом, чтобы соединение оказалось герметичным и прослужило долго.
Резюме
Знание расшифровки обозначений, приводимых на покрышках для автомобилей, решает для автовладельца целый ряд проблем. Это позволяет не только производить поиск необходимой модели в разы быстрее, но и визуально представлять, как должна выглядеть резина с конкретной маркировкой. За счет этого у автолюбителя появляется лучшее понимание маркировки и умение быстро в ней ориентироваться, не затрачивая большого количества времени и сил.