Регионы с континентальным климатом готовят для владельцев автомобилей немало неприятных сюрпризов. К примеру, при очередной смене сезона необходимо задумываться о покупке двух комплектов шин, производить смену масла, охлаждающей жидкости и прочих расходников. Особенно много негодования вызывает первый факт: приобретение второго комплекта чревато не только вдвое большими затратами. Пока один комплект установлен на машине, второй необходимо где-то хранить. Сегодня мы затронем такой вопрос, как хранение автомобильных шин, выясним, каковы условия и требования при хранении покрышек без дисков, и на что необходимо обратить внимание, чтобы избежать каких-либо проблем в будущем.
Способ первый
Безусловно, для того, чтобы хранение шин не доставило владельцу каких-либо неудобств, их необходимо укладывать компактно, так, чтобы они не занимали много места. Тем не менее стоит также учитывать некоторые требования, которые касаются только тех случаев, когда покрышки находятся без дисков и принимают все нагрузки, которые ложатся во время хранения, на себя.
Для начала рассмотрим те способы, при которых количество сезонов, которые способна отъездить резина, может значительно сократиться, а ее свойства измениться в худшую сторону. Это необходимо, чтобы впоследствии научить владельца тому, как осуществлять правильное хранение резины и как соблюдать все требования, касающиеся условий хранения.
Нередко выходит так, что места для хранения оказывается достаточно мало: все занято различными вещами, привезенными с дачи, или запасными частями для автомобиля. В этом случае владельцы считают правильным укладывать шины таким образом, что нижняя покрышка кладется на землю, а остальные выкладываются на нее сверху, стопкой. Это позволяет многократно сократить затраты свободного места на хранение резины. В то же время часто ошибочно считается, что даже если шина находится отдельно от диска, то такой способ хранения является единственно правильным и максимально продлевает срок службы покрышки.
Что же происходит на самом деле? Для этого взглянем на физическую составляющую, на процессы, которые протекают в покрышке во время ее хранения. Так, нижняя покрышка без диска принимает на себя всю нагрузку, которая вызывается высокой массой остальных шин. В этом случае давление приходится на торец резины, который вовсе не предназначен для того, чтобы выдерживать нагрузки, приходящиеся сбоку.
Кроме того, в этой части шины нет усиленного ребра жесткости, которое призвано увеличить срок службы покрышки при ее активной эксплуатации. В итоге изделие может потерять свою форму, пока находится в подобном положении.
Способ второй
Еще один способ, который нарушает все возможные рекомендации производителей покрышек, — это хранение путем подвешивания покрышки к потолку. Так делают по той причине, что места на полу может не хватать, тогда как подвешивание к потолку гарантирует, что шины не займут много места, не загородят проход и не будут мешать свободному передвижению по гаражу или ангару.
Что же происходит на самом деле? Для этого опять стоит углубиться в физику процессов, которым подвергается шина при таком хранении. Ошибочно автовладельцы считают, что таким образом они снимают нагрузку, которая приходится на резину, и значительно продлевают ей срок службы. Но что же происходит на самом деле?
Веревка, которая подвешивает покрышку к потолку, давит строго на определенную часть шины, когда как остальные ее части не подвергаются нагрузкам. При этом на данную часть приходится вся масса шины, которая, по задумке инженеров, должна распределяться по ободу равномерно.
Такое хранение шин в конечном счете приводит к деформации обода и невозможности дальнейшей эксплуатации. При использовании такой покрышки происходит постоянное стравливание воздуха через неровность обода, а вибрация при езде не заставляет себя долго ждать. В итоге срок службы покрышки, которая оставалась подвешенной в гараже всего одну зиму, уменьшается.
Способ третий
Остается открытым всего один вопрос: как же производить правильное хранение шин в гараже или на балконе зимой? Что сделать, чтобы покрышка, которая не надета на диск, могла пролежать всю зиму в гараже и весной иметь тот же срок службы, что и прежде? Способ такого эффективного хранения всего один, и его рекомендуют производители со всего мира, вне зависимости от того, всесезонная или зимняя покрышка будет храниться.
Как правило, изделия всегда должны лежать в один ряд: нежелательно допускать, чтобы одна покрышка лежала на другой и давила на нее всей своей массой. О том, чем чревата такая халатность при организации хранения резины, было указано в предыдущих разделах этой статьи.
Шины без дисков должны лежать в том же положении, что и в том случае, когда они установлены на автомобиле: ребро, на которое нанесен протектор, должно опираться на землю. Практика показывает, что такой, правильный, способ хранения гарантирует максимально равномерное распределение нагрузки, которую принимает шина. Помимо прочего, нагрузка ложится именно на усиленные боковые ребра, поэтому о какой-либо деформации или порче при хранении не может быть и речи.
Важные показатели
Безусловно, способ укладки автомобильных шин по время их хранения крайне важен. От того, как будут уложены шины, зависит и их срок службы, и возможность дальнейшей эксплуатации. Тем не менее существует еще целый ряд рекомендаций, при соблюдении которых можно достичь возможности максимально долгой эксплуатации шин. Она будет ограничиваться лишь пройденным километражем и качеством дорог, по которым проезжал автомобиль.
Основное значение играет температура. Ведь не секрет, что сезонность шин производителем указывается неслучайно. Безусловно, важно понимать, что от сезонности зависят сцепные свойства резины на том или ином типе покрытия. Кроме того, применение шины не по сезону может привести к плачевным последствиям как для автомобиля, так и самого водителя.
Но одно из незаметных, но, тем не менее, важных отличий летней резины от зимней заключается в составе каучука, из которого изготавливаются протектор и усиленное боковое ребро. К примеру, зимняя покрышка обладает оптимальными свойствами упругости и эластичности при температурах ниже нуля. Это означает, что в таких условиях шина не будет портиться даже тогда, когда на нее ложится значительная нагрузка. Зато летом и при эксплуатации в теплое время года каучук становится слишком пластичным, и его истирание происходит с бешеной скоростью.
Летние шины, напротив, при заморозках дубеют. Так, если поехать по зимней дороге на таких шинах, то при проезде неровностей покрышка не будет демпфировать о неровности дорожного полотна, и удар придется на саму подвеску. Летом, наоборот, каучук остается достаточно упругим.
Такое различие зимних и летних шин было указано неспроста. Именно температура, при которой будут храниться покрышки, оказывает самое значительное влияние на то, насколько долго прослужит сама шина в будущем.
Практика показывает, что шины лучше всего хранить в тех условиях, при которых обычно производится их эксплуатация. К примеру, летние шины лучше всего хранить в теплом, отапливаемом помещении: температура не должна опускаться намного ниже отметки в +6 градусов. Зимнюю резину лучше всего оставлять в прохладе: такой подход многократно продлит ресурс и позволит эксплуатировать ее в течение еще многих сезонов.
Резюме
При хранении шин важно учитывать целый ряд факторов. Знание того, как нужно хранить покрышки, в зависимости от их предназначения и сезонности, позволит не просто продлить им жизнь, но и освободить себя от затрат на покупку новых шин, тогда как старые могли эксплуатироваться в течение еще нескольких лет.