Вращательное усилие на приводные валы генератора Рено Меган, насос рулевого управления, помпу и компрессор передается от шкива коленвала через приводной ремень. Валы механизма газораспределения приводятся в действие от зубчатого опорного шкива коленчатого вала. Исправность ремней – предмет особой заботы автовладельцев и сервисных центров.
Необходимость осмотра ремней и опорных роликов
Производитель рекомендует при каждом ТО проводить анализ внешнего состояния зубчатого ремня. Во время осмотра проверяют его замасленность, физический износ, следы растрескивания и «разлохмачивания». В случае разрыва приводного ремня происходит рассогласование периодов и фаз вращения валов двигателя:
- нижнего, коленчатого, который передает усилие на трансмиссию автомобиля;
- верхних, распределительных, обеспечивающих синхронность подачи топлива с изменением фаз газообмена.
Сбой циклов вращения валов приводит к встречному движению поршней блока цилиндров и клапанов головки блока, следствием которого становится удар. Последующая починка двигателя включает операции: замена валов (из-за их изгиба), замена коренных и шатунных подшипников, замена клапанов и их втулок, замена поршней, пальцев и колец, а также работы по расточке цилиндров.
Поврежденный приводной ремень может попасть под зубчатую ременную передачу, из-за чего произойдет описанная выше неисправность: отказ клапанного механизма с повреждением поршней. Учитывая важность целостности ременной передачи, центры производителя обязаны контролировать возможное расслоение приводного ремня. Попутно, при проведении всех ТО, они оценивают демпферный шкив. Более того, в ходе ТО при 60 тыс. км, техническими центрами, при необходимости, производится его замена.
Опорный узел коленчатого вала
Приводной шкив на разных моделях Меган устанавливался двух модификаций: с пятью пазами – до июля 2005 года и шестью – по сей день. Конструктивно он состоит из двух обойм, между которыми залито резиновое демпфирующее кольцо.
В ходе выполнения контроля специалисты автосервиса, осматривая демпферный шкив, оценивают следующие параметры:
- расслоение резинового кольца;
- возникновение зазора между внешней и внутренней обоймами;
- смещение внешней обоймы к пластмассовой накладке двигателя;
- оплавление, появление оттенков побежалости или тепловая деформация дорожек;
- возникновение канавки на месте резинового кольца;
- избыточное растрескивание или истирание зубчатого ремня демпферного элемента.
Предусмотрена проверка испытанием на сохранение соосности обойм: на их стык наносятся метки, после чего двигатель запускается. Дефектом является взаимное смещение меток.
Расположение зубчатого шкива – сразу за приводным. На отдельных модификациях ставилась шпонка – осевой фиксатор. На части моделей шпонка – неразъемный конструктивный элемент.
Снятие приводов ременных передач
Чтобы получить доступ к шкиву и фиксатору Рено, нужно предварительно выполнить следующие операции:
- Отсоединить питание аккумулятора от массы.
- Поднять автомобиль на домкрате с правой стороны, выкрутить колесные болты и снять колесо.
- Далее необходимо получить доступ к подкапотному пространству снизу: для этого выкручивают и демонтируют вставку правой колесной арки, защитный щит моторного отсека, крышки ременного привода, эластичную опору. На отдельных моделях освобождают от крепежа и отодвигают блок управления подачей топлива.
- Теперь можно изъять вспомогательный ремень. Для освобождения операционного пространства отворачивают усилительную опору между колоколами передних стоек.
- Чтобы снять шкив, необходимо вывернуть крепящий болт. Снимаем наш элемент вместе с ремнем, после чего зубчатая шестерня коленчатого вала может быть демонтирована.
- Для доступа к зубчатому колесу с фиксатором, коленвал проворачивают до положения верхней мертвой точки на первом поршне. После этого закрепляют коленчатый вал стержневым фиксатором, а распределительные валы – пластинчатым. Дальнейшие операции аналогичны работам по снятию ремня – привода ГРМ.
При необходимости из-под оси коленвала изымается шпонка и шестерня. При извлечении осевого фиксатора необходимо отметить его положение. В некоторых моделях Рено фиксатор является неотъемлемой частью звездочки. После выполнения этих операций появляется возможность снять сальники коленвала.
Установка элементов ременных передач
- Устанавливают зубчатый шкив коленвала: вставляют фиксирующую шпонку в гнездо коленвала, устанавливают зубчатку. Надевают приводной ремень валов головки двигателя, вставляют натяжное устройство и закрепляют болтовым соединением.
- Далее надевают зубчатый ремень привода механизма газораспределения. Устанавливают промежуточный шкив: надевают и затягивают на БЦ. После натяжения ремня проверяют совпадение меток. Для этого вынимают фиксатор, проворачивают двигатель на 2 оборота и заново фиксируют его в ВМТ первого поршня.
- Проверяют совпадение контрольных меток на ремне и защитной крышке: с этой целью крышку временно надевают на посадочные места. Если метки не совпадают или натяжение ремня не соответствует паспортному значению, процедуру повторяют.
- Снимают ограничительную пластину с валов устройства газораспределения и выкручивают фиксатор с гнезда коленвала, проверяют угловую величину впрыска. Далее можно монтировать защитный щиток шкива ГРМ.
- После крепления кронштейна эластичной опоры двигателя, можно снять домкрат и установить бензиновый фильтр, а также приводной ремень.